ФОТО: MINERVA STUDIO/ SHUTTERSTOCK.COM

Биржевые цены на бензин упали до самых низких с 2016 года значений. Такая динамика вызвана ограничениями на экспорт нефтепродуктов, которые ввели страны Запада против России. Фактически американцы и европейцы сделали то, что должно было сделать правительство нашей страны: ограничили вывоз и позволили насытить внутренний рынок. Такой принцип должен быть распространён на все сферы. В приоритете должны быть русские люди, а не стремление срубить прибыль на экспорте.

Наверняка каждый из нас, заезжая на автозаправочную станцию, невольно вздыхает, глядя на ценник, и задаётся вопросом:

Почему Россия, одна из ведущих в мире стран по добыче нефти, не может обеспечить собственное население дешёвым бензином?

Безусловно, вопрос вполне справедлив, правда, лишь отчасти. Первый русский телеканал Царьград ранее много писал о том, что ушлые дельцы, владеющие отечественными нефтеперерабатывающими предприятиями, отдают предпочтение экспорту в ущерб внутреннему рынку. За границей заработаешь больше, да и объём реализуешь явно больший. Всё это приводило к стабильному повышению стоимости бензина для населения и вызывало раздражение у народа.

Санкции спешат на помощь русским автомобилистам

Мы долгое время писали про то, что правительству необходимо не только задействовать инструмент демпфера, но и навести порядок с нефтепродуктами, обязать производителей реализовывать внутри страны такое количество бензина, которое требуется для граждан и национального хозяйства.

Дешёвое топливо – огромное конкурентное преимущество русской экономики

К примеру, дизель в Швеции отпускают по 2,215 евро, а в России – за 0,768 евро. Разница, на минуточку, почти в три раза.

Но тут внезапно за ограничение вывоза взялся не кабмин, а страны Запада. Соединённые Штаты Америки и Европейский союз ввели санкции против нашей страны и спровоцировали отказ западных компаний от дополнительных закупок продукции русских НПЗ. С 15 мая 2022 года европейским юридическим лицам запрещено заключать деловые сделки с двумя крупнейшими государственными компаниями нефтяной отрасли – «Роснефтью» и «Газпром нефтью». Укрепление национальной валюты, помимо прочего, сделало наращивание экспорта не слишком выгодным. Напротив, теперь выгоднее поставлять больше топлива для своего потребителя и снижать ценник.

Результаты биржевых торгов свидетельствуют о том, что стоимость топлива в России падает, причём даже сильнее, чем в пандемию 2020-го. С начала года цена А-92 упала на 30% – до 37 тысяч рублей за одну тонну. Таких ценников в майский период не было с 2016 года. Парадоксальности ситуации добавляет специфика времени года. Обычно в мае и начале июня бензин, напротив, дорожает – сказывается начало сезона отпусков и уход ряда нефтеперерабатывающих предприятий на плановый ремонт. Даже в 2020-м рост стоимости фиксировался после резкого падения уже с мая, хотя нефть марки Brent торговалась в мире по 25 долларов за баррель, а курс рубля был больше 70 за доллар. Однако 2022-й поистине умеет удивлять.

Да, пока на АЗС простые люди не замечают изменений, но они грядут уже скоро, вслед за падением оптовых биржевых цен. Стоит отметить, что, вопреки стереотипам, бензин в реальном выражении за последние годы всё-таки подешевел. Это легко продемонстрировать на примере соотношения средней заработной платы и ценника на бензин. К примеру, в 2014 году средняя зарплата, по данным Росстата, составляла 29 795 рублей, а цена на А-92 – 32,2 рубля за литр. В 2022-м – соответственно 57 344 и 47. То есть восемь лет назад гражданин России мог купить на средний заработок 925 литров 92-го, а сейчас в состоянии приобрести 1220. Да, всем ясно про «среднюю температуру по больнице», но факт есть факт.

Что с того?

Для сохранения стабильности цен и удешевления топлива для отечественных предприятий, а также малого и среднего бизнеса, необходимо существенно усилить государственный контроль в нефтяной сфере. В принципе непонятно, почему нефтеперерабатывающая отрасль до сих пор не национализирована. Это не семейные кафе и не IT-сфера, а важнейший элемент стратегической инфраструктуры. И его нужно вернуть под полный контроль правительства. Что касается стоимости бензина, необходимо директивными методами обязать производителей не индексировать цену выше уровня инфляции.

Дешёвое топливо – большая редкость для современного мира

Крупнейший добытчик чёрного золота, США, не справляется с топливной инфляцией. Как утверждает информационное агентство «Рейтер», власти Штатов даже намерены снизить требования к качеству бензина, чтобы сбить инфляционное пламя. Ситуация грозит выйти из-под контроля и спровоцировать острое социальное недовольство. У нас же положение вещей гораздо лучше. Россия – великая держава с богатыми недрами и внушительными производствами, доставшимися нам от прошлых времён. Своими преимуществами нужно пользоваться, а не петь осанну либеральным принципам. К тому же события последних месяцев показали, что они разорваны в клочья теми же, кто их выдумал.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ