ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA / GLOBAL LOOK PRESS

Президент России Владимир Путин поручил правительству внести изменения в Стратегию развития металлургической промышленности до 2030 года. Отныне власть полностью меняет концепцию и прекращает заигрывать с олигархатом: упор будет делаться не на размер прибыли компаний, а на физические объёмы продукции для удовлетворения внутреннего спроса. Кроме того, наши предприятия будут наращивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью, а не гнать на Запад сырьё. Однако в отрасли до сих пор множество нерешенных проблем.

Приход к власти Владимира Путина и первые годы его правления ознаменовались полноценным возвращением государства в экономику. Становым хребтом национального хозяйства и макрофинансовой системы стали государственные компании и госбанки. Однако до сих пор одна стратегически важная сфера всё ещё остаётся в частных руках – металлургия. Да, справедливости ради надо сказать, что крупные предприниматели, владеющие заводами отрасли, не проводят традиционную для олигархата политику выкачивания последнего из советской инфраструктуры ради баснословных прибылей. Есть и немалые инвестиции, и высокие технологии, та же «Северсталь» вышла на первое место в мире по эффективности производства. Но есть и факторы, которые, увы, перечёркивают все достижения.

Офшорные олигархи перекрывают путь прогрессу

Прежде всего, именно металлурги едва ли не больше всех выводят деньги за рубеж. Вернее, выводили, учитывая принятые после начала специальной военной операции решения Центрального банка. Тем не менее, зная наших системных либералов, нельзя быть уверенным в том, что запрет на вывод средств – навсегда. Все последние годы владельцы ведущих предприятий металлургии выкачивали деньги из России в офшорные юрисдикции – на Кипр (член ЕС и участник антирусских санкций, к слову) и в другие «райские места». Конечные юридические бенефициары у отечественных металлургических фирм – иностранные. И это колоссальная проблема.

Кроме того, несмотря на наличие определённых инвестиций, владельцы вкладывались в развитие крайне мало, если учитывать размеры прибылей. За последние пять лет ПАО «Северсталь» реализовало инвестиционных программ на сумму 333,4 миллиарда рублей, а дивидендов выплатила на 695,3 миллиарда. Новолипецкий металлургический комбинат вложил в развитие 318,8 миллиарда, дивидендов отдал на 735,2 миллиарда. У Магнитогорского металлургического комбината ситуация аналогичная – 283,1 и 329,5 миллиарда рублей соответственно. То есть мы видим, что на модернизацию производств и внедрение высоких технологий отдельные игроки рынка тратят вдвое больше, чем уводят в офшоры, и при этом с лихвой пользуются ценовой конъюнктурой внутри страны и за её пределами.

Естественно, такая ситуация крайне невыгодна русскому государству. Наша страна заинтересована в стабильном и низком ценнике на внутреннем рынке для реализации важных инфраструктурных проектов, а также в развитии отрасли, установлении хотя бы паритета между дивидендами и капитальными расходами. Правительство намекало олигархам, говорило прямо, однако в ответ получало откровенное хамство и барские комментарии в средствах массовой информации. Вспомним хотя бы весёлые анекдотики Владимира Лисина (НЛМК) про первого вице-премьера Андрея Белоусова или обращение Алексея Мордашова (ПАО «Северсталь») в Генеральную прокуратуру на Федеральную антимонопольную службу. С сожалением вынуждены констатировать: офшорные бизнесмены ментально застряли в 2000-х и совершенно не понимают изменившихся реалий.

А ситуация действительно меняется, и рассматриваемая нами отрасль не исключение. На днях президент России Владимир Путин поручил кабмину внести изменения в Стратегию развития металлургической промышленности до 2030 года – предельно антилиберальные по своей сути. Теперь во главу угла поставят не прибыль, а обеспечение отечественных потребителей нужным физическим объёмом продукции. Цены на продукцию металлургов будут снижаться по мере возрастания спроса (то бишь с реализацией масштабных металлоёмких проектов). Радует и то, что наверху обратили внимание на важное упущение прошлых лет – отказ от глубокой переработки металлургической продукции. Отныне экономика нашей страны сконцентрируется на повышении добавочной стоимости конечной продукции металлургии. Также говорится о необходимости создания производственных цепочек замкнутого цикла (это позволит поднять из руин машиностроение и станкостроение) и диверсификации экспорта с западного направления на восточное, о чём трубят многие аналитики не первый год.

Что с того?

В целом обновление стратегии можно только приветствовать, как и то, что Кремль не стремится работать шаблонно и косно (дескать, приняли документ до спецоперации – нечего и менять). В то же время стоит указать на несколько вещей, без которых невозможен дальнейший рост русской экономики и реализация крупных инфраструктурных проектов. Во-первых, обязательно следует запретить вывод средств за границу на законодательном уровне, чтобы в будущем сислибы не смогли, что называется, отыграть назад (мы уже видим, как это происходит на примере ослабления валютных ограничений).

Во-вторых, требуется создать контролирующий орган по типу южнокорейского комитета планирования, который определял бы стратегический вектор развития и директивно заставлял магнатов металлургии соблюдать адекватное соотношение между капитальными расходами и дивидендами. К слову, те, кто услышит требование государства, вправе рассчитывать на льготы – всё же сфера крайне важная для России. Ну а те, кто не услышит… У правительства всегда под рукой инструмент национализации. Тем более ни для кого не секрет, как именно приобрели в 1990-х свои активы наши толстосумы.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ