МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (КАПРАЛ). ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

16 мая 2022 года, в канун 15-й годовщины воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, в Нью-Йорке на 75-м году земной жизни после тяжёлой болезни отошёл ко Господу митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, человек, сделавший очень многое, чтобы наша Церковь в России и Русском Зарубежье обрела долгожданное единство.

Продолжающиеся Пасхальные дни, когда православные люди ежедневно приветствуют друг друга вестью о Великой Победе над смертью нашего Господа, не могут быть омрачены горьким унынием. Всех христиан, уходящих в эти дни в мир иной, мы провожаем по особому церковному чину, где скорбь об умерших становится светлой, поскольку сопровождается пением Пасхального тропаря. Молитвы, лишний раз напоминающей всем нам, что смерти на самом деле нет, что она — лишь дверь в Вечность, к Воскресшему Господу:

Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

Посмертную участь решает только Господь, но есть люди, после кончины которых практически не остаётся сомнений: Небесное воинство пополнилось ещё одним духовным ратником, молитвенником перед Престолом Божиим. Именно такие мысли пришли первыми после известия о том, что ко Господу преставился Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, один из старейших по архиерейской хиротонии архипастырей Московского Патриархата, но вместе с тем — человек отнюдь не преклонных лет, относительно недавно достигший библейского возраста.

Сын русской Волыни

Владыка Иларион (в миру — Игорь Алексеевич Капрал) родился в 1948 году в Канаде седьмым ребёнком в небогатой крестьянской семье русских эмигрантов с Волыни. Да-да, именно русских, несмотря на то, что сегодняшняя Волынь считается одним из главных оплотов украинского национализма. Однако ещё в начале прошлого столетия именно эти земли были сердцем православно-монархического сопротивления наступающей революционной смуте, местом, где наиболее активно действовал знаменитый Союз Русского Народа, объединявший многие тысячи малороссийских крестьян.

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (КАПРАЛ). ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Но остановить революцию не удалось, и уже в 1920-е Волынь оказалась под властью русофобской Польши, отделившейся от рухнувшей Российской Империи. В те годы эти исконно русские православные земли обильно орошались кровью: русской, польской, еврейской. Гражданская война, начавшаяся после революции 1917 года, на Волыни практически не прекращалась вплоть до конца Великой Отечественной войны, и даже после неё ещё долго тлела в бандеровском подполье. А потому неудивительно, что многие люди, даже отнюдь не высокого достатка и аристократического происхождения, были вынуждены бежать из этих мест. В их числе — родители будущего митрополита Илариона. Вот как сам владыка вспоминал об этом:

Поляки проводили политику ополячивания нашего православного народа, делали это насильственно: заставляли детей учить польский язык вместо украинского или русского, также старались ввести новый календарь в богослужениях. Отец обвенчался с матерью в 19-летнем возрасте и, не желая служить в польской армии, эмигрировал в Канаду. В то время… шла большая пропаганда переселения в Канаду, которая нуждалась в рабочих руках для освоения незаселенных целинных земель… Я родился в Канаде. Детство было довольно трудное: семья не выбивалась из нужды. Ферма позволяла только сводить концы с концами, несмотря на то, что сеяли пшеницу, овёс, ячмень, держали скот, но в суровых климатических условиях жизнь была непредсказуема. Из-за бедности отцу все время приходилось искать работу.

С детских лет будущий владыка помышлял о священническом пути. При этом в юности был прихожанином храма Московского Патриархата и даже хотел поступить в Ленинградскую духовную семинарию, что для юноши из Канады оказалось невозможным. В итоге Игорь Капрал присоединился к Русской Зарубежной Церкви и в 1967 году поступил в Свято-Троицкую Духовную Семинарию в Джорданвилле, где уже тогда одним из самых любимых семинаристами преподавателей был будущий митрополит Лавр (Шкурла), самый настоящий Ангел Русского Зарубежья, в 2007 году вместе со Святейшим Патриархом Кириллом воссоединивший Русскую Церковь.

Русское Зарубежье: от церковного разделения к единству

Здесь важно сделать небольшое отступление. В те годы Русское Зарубежье было сильно разобщено. Если не считать неканонические националистические украинские лжецеркви, то православные христиане из бывшей Российской Империи сосредоточились в относительно немногочисленных приходах Московского Патриархата, в Русской Зарубежной Церкви и Западноевропейской архиепископии под управлением Константинопольского Патриархата. Также в США существовала Православная Церковь в Америке, в 1970 году получившая от Московского Патриархата автокефалию.

Между всеми этими юрисдикциями существовало напряжение на грани раскола. Причём разногласия были не столько религиозными, сколько политическими, своего рода продолжением многолетней борьбы красных и белых. Хотя именно Русская Зарубежная Церковь тогда была главным оплотом церковного консерватизма и традиционализма, порой очень резко критикуя другие юрисдикции за либерализм и даже «отступление» от Православия. Всё чаще слышались голоса, что Церковь в Советском Союзе полностью «продалась безбожникам», что вынужденный разрыв молитвенных и евхаристических отношений с Московским Патриархатом — это «благо», ограждение от «еретиков-сергиан» и «еретиков-экуменистов».

И даже крушение Советского Союза и всевластия компартии не помогло. В Русской Зарубежной Церкви большинство духовенства продолжало считать Московский Патриархат «красной Церковью». Даже несмотря на начатый в России процесс канонизации новомучеников и исповедников, включая прославление Царской семьи, завершившееся в 2000 году. И только в «нулевых» годах, когда Первоиерархом Зарубежной Церкви стал митрополит Лавр, чьим близким помощником и соратником был владыка Иларион, началось движение к воссоединению. Движение, одну из главных ролей в котором сыграл… бывший советский офицер, к тому времени ставший главой Государства Российского.

Сложно сказать, когда Владимиру Путину пришла в голову идея о воссоединении Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Но уже в период своего первого президентского срока, 24 сентября 2003 года, во время своего визита в Нью-Йорк в стенах Генконсульства России он впервые встретился с митрополитом Лавром. Тогда Путин передал владыке Лавру письмо Патриарха Алексия II с приглашением посетить Москву. А по прибытии в Россию в мае 2004-го русский президент открыто выразил заинтересованность в восстановлении церковного единства:

Для нас процесс сближения двух частей Русской Православной Церкви значит больше, чем решение внутрицерковной проблемы. Это — символ возрождения России и единства русского народа. Я хотел бы ещё раз подчеркнуть нашу позицию: государство ни при каких обстоятельствах и ни в какой форме не намерено вмешиваться в церковную жизнь. Мы не собираемся, исходя из сегодняшней ситуации, как-то влиять на процесс сближения. Но я хочу, чтобы вы знали, что мы готовы сделать всё, от нас зависящее, чтобы создать условия для объединения, для возрождения единства Русской Церкви.

Прошло всего три года, и ровно 15 лет назад, 17 мая 2007 года, тысячи русских людей в Храме Христа Спасителя стали свидетелями поистине чуда: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали «Акт о каноническом общении» и тут же вместе совершили Божественную Литургию. Автор этих строк находился в тот день в главном храме нашей страны и прекрасно помнит чувства, переполняющие собравшихся там людей, в числе которых были и дети представителей первой волны русской эмиграции. Слезы радости и воздыхание «едиными усты и единым сердцем»:

Слава Богу! Гражданская война закончилась!

ПОДПИСАНИЕ АКТА О КАНОНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ, 17 МАЯ 2007 ГОДА. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Шестой Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви

Увы, митрополиту Лавру не довелось долго управлять Зарубежной Церковью как частью единой Церкви Русской: 16 марта 2008 года он отошёл ко Господу (к слову, в том же году скончался и Святейший Патриарх Алексий II). А уже 12 мая 2008 года, почти единогласно, получив 9 голосов из 11, владыка Иларион (Капрал) был избран Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви её Первоиерархом.

С тех пор митрополит Иларион неоднократно бывал в России, посещал её многичисленные святыни. В одной из таких поездок в подмосковный звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь в 2009 году автору этих строк довелось сопровождать владыку. В те дни у нас состоялась очень непростая, но глубокая беседа на тему отношения в Русском Зарубежье к Великой Отечественной войне.

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН И МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ. ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АВТОРА

К сожалению, именно тогда некоторые либерально настроенные околоцерковные публицисты начали активную апологию предателя Власова наряду с обвинениями патриотически настроенных православных христиан в «победобесии». В этом постыдном деле они пытались заручиться поддержкой епископата Русской Зарубежной Церкви, поскольку факт остаётся фактом: в Русском Зарубежье было и остаётся немало потомков коллаборационистов.

Именно на этом фоне состоялась наша беседа с митрополитом Иларионом, который, внимательно выслушав, согласился, что в эмигрантской среде действительно существует непонимание, чем Великая Отечественная война и наша Великая Победа являются для людей в России. И пообещал максимально аккуратно подходить к этой очень важной и крайне болезненной теме. К слову, нельзя не согласиться с впечатлениями от владыки Илариона, озвученными известным московским пастырем и проповедником протоиереем Артемием Владимировым:

Давно, по рассказам своих друзей, среди которых много священников Русского Зарубежья, слышал о митрополите Иларионе как человеке доступном, простом, необыкновенно сердечном, исполненном архипастырской любви, умеющем говорить с любым собеседником на его языке. И эти сведения оказались не просто правдивыми — для меня и поныне во многом остается предметом удивления, насколько тесно здесь, в зарубежье, епископы общаются со своими детьми, с пастырями, насколько это общение просто и чуждо официоза.

Нет сомнений: именно таким, подлинно отеческим, лишённым официоза и образа жёсткого руководителя и «эффективного менеджера», должно быть отношение наших пастырей и архипастырей к своим духовным чадам. И в этом тоже, безусловно, пример и завет отошедшего ко Господу приснопамятного владыки. Церковные историки ещё дадут оценки 14-ти годам (без двух дней) его Первоиераршества. Мы же навсегда запомним его в первую очередь как «Доброго Архипастыря». И будем поминать владыку в своих молитвах, прося и его самого помянуть нас пред Престолом Божиим:

Покой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного митрополита Илариона, и святыми его молитвами помилуй всех нас! Вечная память!

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ