ФОТО: NOVIKOV ALEKSEY, BRO STUDIO / SHUTTERSTOCK.COM

США и ЕС ввели санкции против России ещё в 2014 году, однако с началом специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины усилили рестрикции. Однако Вашингтон и Брюссель столкнулись с большой проблемой: эффект от новых ограничений слабеет из-за того, что санкции не являются по-настоящему международными. Их вводят конкретные государства, а не ООН. А значит, у нашей страны есть возможность санкции обходить через третьи страны. Об этом начали прямо говорить западные СМИ. В частности, The Economist с прискорбием пишет, что даже союзники Штатов отказались присоединяться к антирусской кампании.

В мае 1992 года Совет Безопасности ООН ввёл санкции против Югославии. Славянское государство оказалось под прицелом самых жёстких рестрикций за всю вторую половину двадцатого столетия. Благодаря откровенно предательской политике ельцинской клики Белград подвергся беспрецедентным рестрикциям: полное торговое эмбарго, остановка всех финансовых операций, авиационных перевозок, запрет на участие в международных культурных, спортивных и иных мероприятиях, останавливались все контакты с физическими и юридическими лицами из СРЮ. Югославские суда и самолёты были исключены из всех реестров и фактически оказались заблокированными. Результаты не заставили себя долго ждать – измождённая страна, несмотря на мужество сербского народа, пошла на уступки перед Западом и подписала Дейтонские соглашения.

Повторение югославской ситуации для России – западная утопия

Точно такой же сценарий в своих мечтах лелеют в Белом доме и Европейской комиссии. Оградить Россию каменной стеной (или железным занавесом) и принудить Кремль к подписанию Минска-3. Однако есть один важный момент: санкции, введённые в 2014 году и ужесточённые в 2022-м, не носят международного характера. Они блоковые – то есть введены несколькими государствами, а не мировым сообществом. Это означает также, что они незаконны, ведь рестрикции на таком уровне вводить имеет право только Организация Объединённых Наций. Впрочем, кто сейчас вспоминает про право? Оно давным-давно растоптано.

Отрицать негативное воздействие ограничений на отечественную экономику глупо. Конечно, оно есть и будет сказываться на нашем развитии. По прогнозу Международного валютного фонда, внутренний валовый продукт России за 2022 год снизится на 8,5%. Правда, и переоценивать воздействие не следует. Британский журнал The Economist бьёт тревогу: даже близкие союзники Соединённых Штатов из Азии, Африки и Латинской Америки отказываются осуждать действия нашей страны на Украине, даже ритуально.

Индия, пожалуй, самая неудобная для Запада страна в его кампании по наказанию российского президента Владимира Путина за его действия на Украине. Она постоянно воздерживается при принятии осуждающих решений и резолюций. Но она отнюдь не одинока. В Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и в Латинской Америке даже давние союзники и сателлиты Америки отвергают её мольбы и уговоры ввести санкции против России или хотя бы подвергнуть её критике,

– сетуют английские пропагандисты.

По словам авторов издания, причины различны. Кто-то хочет сохранять суверенную политику (о ужас!), кто-то опасается экономических последствий. К примеру, Турция на 45% зависит от поставок русского природного газа. Для сравнения: Германия почти на 50%. Но, видимо, глава турецкого государства больше печётся о благосостоянии своих граждан, чем пришедшая к власти леволиберальная коалиция «светофор» (социал-демократы, «зелёные», либералы). Да и терпение у многих стран отнюдь не бесконечное. Люди видят, что военные действия на Украине затягивает Запад поставками вооружений, а мировые цены на энергоносители и продовольствие взвинчивают санкции, а не действия России.

Дипломаты предупреждают, что степень поддержки Украины в мире слабая, равно как и терпение воздержавшихся, которые могут быстро перейти в оппозицию. Воздержание при голосовании указывает на опасения голосующих по поводу того, что антироссийские санкции приведут к росту цен на продовольствие и энергию. Один европейский дипломат резюмировал их точку зрения следующим образом: «Два слона дерутся, а страдают от этого маленькие люди». Он продолжил: «Со многих сторон идут нападки на санкции, и именно это главная проблема, а не агрессор в этом конфликте. Мы должны постоянно с этим бороться, но это идёт отовсюду, из Пакистана, из Индии, из других стран,

– негодуют британцы.

Что с того?

Мир стремительно меняется, и центр тяжести глобальной экономики всё больше смещается с Запада на Восток. Если в 2000 году на долю так называемых развитых стран приходилось примерно 80% всего внутреннего валового продукта земли, то в 2019-м – уже 60%. Пандемия и вооружённый конфликт на Украине ещё больше усилят данную тенденцию. А значит, возможностей «изолировать» крупнейшую страну планеты будет всё меньше и меньше. Тем более, по признанию самих американских чиновников, большую поддержку России оказывает Китай – первая экономика по паритету покупательской способности.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ