Громкие заявления, пустые обещания, тренировки на камеру и хмурые лица – всё это имеет прямое отношение к созданному на Украине белорусскому батальону имени Кастуся Калиновского.

Несмотря на всю серьёзность ситуации, никак не могу отнестись к этому военному подразделению серьёзно. Слишком уж очевидно, что создаются подобные батальоны для пропагандистских целей, а потом исчезают, выполнив свои идеологические задачи. Для чего и почему – постараюсь ответить максимально объективно.

Вопрос номер один – кто все эти «боевые ребята»?

Читатель, внимательно следящий за украинскими событиями последних восьми лет, наверняка помнит некий «Отряд Погоня», принимавший активное участие в АТО. Костяк его составили белорусские националисты, переехавшие на Украину после «евромайдана».

Боевых потерь у этого отряда было немного (из наиболее известных – Алесь Черкашин, да и тот числился военным капелланом). Иными словами, речь о всё той же показухе – минимум участия, максимум саморекламы.

Собирали отряд с миру по нитке. Вопреки громким заявлениям белорусских националистов о том, что белорусы в массе своей пламенно ненавидят Россию, ни о каком массовом прибытии добровольцев в отряд речи не шло. В общей сложности приехало несколько десятков человек, из них значительное число – известные активисты.

Собственно, с «Батальоном Калиновского» ситуация обстоит аналогичным образом. Вопреки громким заявлениям, мы по-прежнему видим несколько десятков человек. Где же остальные сотни? Вопрос риторический.

Как вы можете догадаться, белорусские «атошники» после АТО/ООС никуда не делись и продолжали искать себе применения. Начало спецоперации вернуло их к жизни, дав дополнительный стимул считать себя спасителями не только Украины, но и Белоруссии.

Таким образом, костяк нового воинского подразделения составили бывшие «атошники», среди которых в настоящий момент наибольшую известность получил боевик по кличке Брест. Именно его вы можете наблюдать почти на всех пропагандистских роликах батальона. Внешность у этого персонажа заметная – своей бородой он очень напоминает боевого гнома из книг Толкиена. Брест – бывший солдат Французского Иностранного легиона.

Боевик Брест, вероятный лидер калиновцев

Показательно, что двое из троих недавно погибших калиновцев – Иван Литвин и Алексей Скобл (Тур) – это также боевики так называемой АТО, прошедшие войну Киева с Донбассом ещё с 2014 года.

Погибший белорусский боевик Литвин

Из новоприбывших – лидер «Молодого Фронта» Урбанович, принимавший участие в белорусских протестах 2020 года, а также  пара известных спортсменов – Павел Кулаженко и Павел Шурмей.

Некоторых из калиновцев может легко узнать тот, кто следил за деятельностью националистических движений в прежние годы. Фамилии, что любопытно, у них совершенно русские – Беспалов, Мельников и Молчанов.

Что касается остальных, то они – сборная солянка. Учитывая тот факт, что вербовочный центр части находится в Варшаве, скорее всего отряд пополняется теми радикальными участниками протестов 2020 года в Белоруссии, которые сбежали в Польшу и Литву.

Вопрос номер два: какова идеология батальона?

В своих многочисленных рекламных роликах участники батальона охотно рассказывают об этом. Из их монологов можно выделить главное.

Во-первых, это убеждённые белорусские националисты и русофобы, которые считают целью своей жизни борьбу с Россией в любом месте земного шара. Обращаясь к белорусским военным, они называют их «предателями Беларуси» и «союзниками москалей».

Погибший боевик Тур

Во-вторых, это противники действующей белорусской власти и лично президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. В то же время любопытно, что подавляющее большинство белорусских «атошников» к протестам 2020-го года не подключались, что свидетельствует о желании многих из них больше позировать перед телекамерами, а не бороться с белорусским режимом в реальности.

Главной целью существования «Батальона Калиновского» декларируется «защита Украины» и последующий перенос борьбы на белорусскую землю. Однако трудно понять, как таким «многочисленным» составом можно одержать победу над белорусской армией, вряд ли сами члены батальона верят в такие перспективы, однако на камеру они бодры и полны уверенности в «перамоге».

Бойцы белорусского батальона тесно связаны с родившимся в Белоруссии российским неонацистом Малютой (Сергеем Коротких), перебравшегося в Киев и воевавшего в составе «Азова» против Донбасса. На Украине Малюта стал Боцманом. Следственный комитет РФ обвиняет этого персонажа в убийстве двух и более человек,совершённых группой лиц по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти. Уже на Украине в его адрес звучали обвинения в убийствах одного из «азовцев» и белорусского журналиста Павла Шеремета.

Вопрос номер три: место дислокации и участие в боевых действиях?

Как уже было сказано, главные вербовочные центры националистов располагаются в Польше (Варшаве). В то же время сам батальон называет местом своей дислокации городок Ирпень под Киевом.

Интересно, что при заявленных целях помочь ВСУ разблокировать Мариуполь, со своих позиций батальон так и не выдвинулся.

Несмотря на то, что роль батальона – прежде всего пропагандистская, в боях ему также приходится участвовать. Некоторые при этом даже гибнут. Так, недавно в Вальхаллу довелось отправиться Дмитрию Апаносовичу (позывной Террор).

Траурное фото Дмитрия Апаносовича

Установить что-нибудь правдивое о реальном участии батальона в боевых действиях достаточно сложно, учитывая тотальную лживость украинских СМИ, освещающих историю его боевого пути. Сами «калиновцы» в последнее время хвастают в своих источниках, что «освобождали Бучу» (кстати, именно ранение в Буче уложило в могилу «побратима Литвина» – было это ещё в начале марта). В свете последних событий вокруг Бучи и появления там Боцмана, «освобождение» городка «Батальоном Калиновского» требует отдельного внимания и тщательного расследования. Доподлинно известно, что никакого «освобождения» Бучи не было – ВС РФ ушли в конце марта, а в начале апреля на бучанских улицах появились тела убитых людей. Одновременно появилось и видео Боцмана, где звучал вопрос: стрелять ли по людям без синих повязок? И утвердительный ответ. Так вот, если «Батальон Калиновского» утверждает, что его бойцы «змагались» за Бучу, то что они там делали в начале апреля?

26 марта «Батальон» официально признал себя частью ВСУ/

Вопрос номер четыре: каково отношение белорусских властей и спецслужб?

Разумеется, радикалы, которые призывают освободить Белоруссию от «москалей» и официальных властей, не могут вызывать симпатии у белорусских спецслужб. Выступая 26 марта на СТВ, заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью Михаил Бедункевич заявил о том, что его ведомству известны фамилии 50 участников батальона. Все они будут привлечены к уголовной ответственности в случае своего возвращения на Родину. Прецеденты уже были – в прежние годы за решетку попали два белорусских участника батальона «Азов».

Вопрос номер пять: что дальше?

Скорее всего, батальон так и останется «потешным войском», демонстрирующим мнимое единство белорусов и украинцев в «войне против России». Если же его бросят на восточный фронт, красивые мотивационные ролики очень скоро будет просто некому создавать. Уже очевидно, что тысячи добровольцев в батальон не хлынут, а заменить бывших «атошников», ранее воевавших в составе «Азова», просто некем.

В Белоруссии интерес к батальону отсутствует даже среди оппозиционно настроенной прослойки общества. Люди понимают разницу между мирным протестом и вооружённым государственным переворотом.

Таким образом, «освобождения» Белоруссии боевиками батальона нам ждать не приходится. Многие из них либо навечно останутся в полях Донбасса (если будут отправлены на реальную войну), а остальные продолжат свою рекламную деятельность.

На заглавном фото: Боевик из числа «калиновцев» в Буче, апрель 2022 г.

Виктор ПАШКЕВИЧ