О войне писать особо нечего — затевается большая операция в Донбассе. В своей глуши заметил беженцев с Краматорска, кто умнее и имеет возможность — валят подальше, у кого вариантов нет — ждут. Ждут конца во всех смыслах. В принципе с двух сторон в ДЛНР будет сосредоточено до 150 тысяч штыков, до 300 самолетов, более тысячи танков…Нас ждет масштабное и кровавое сражение.
О его перспективах даже не буду, не хочу ругаться, тем более хрупкий консенсус после договорняка Мединского-Пескова рухнул в хлам, жесткая критика Кремля возобновилась, каждый тянет одеяло на себя, и процесс боюсь не остановить. Слишком уж явным было намерение и слишком уж мерзкий вышел результат. Точно так же как и с экспортом газа за рубли.
Ясно что с вероятностью 99 процентов мы его выиграем, здесь вопрос цены и методов. И если все будет как сейчас(а сейчас продолжается игра в гуманизм с оглядкой на мнение Запада) то ВСУ с Донбасса вытеснят, уничтожив только те подразделения которые хохлы сами скормят, оставив для обороны городов. Над руинами Донбасса взовьется флаг Новороссии, что несомненно позитив, а что дальше?
Итак, 9 мая 2022 года. Что мы будем иметь на тот момент? На Юге скорее всего придется отойти от Николаева и Запорожья с Кривым Рогом. Максимум — удержим Херсонскую область. Армия она или наступает, или ведет маневренную войну, при втором варианте важно максимально сократить линии снабжения. Ни сил, ни причин находится там уже нет.
На Киевском фронте если хватит сил(и ума) продолжится удержание плюс-минус нынешней линии соприкосновения. Нет — откат до Иванкова и зоны ЧАЭС. Северные районы Черниговщины и Сумщины придется удерживать просто дабы не удерживать южные районы Брянщины и Курщины, но откат от самих областных центров неизбежен. ВСУ будет контратаковать, мяса у него много, у них там не спецоперация, война, и они провели мобилизацию. И мяса им не жалко, их пропаганда сегодня уже вещает о штурме Белгорода полком Азов, мозги вымыты наглухо, а их реальность и та что за окном не совпадают от слова вобще.
Под Харьковом…Там думаю замрет как есть, ибо отойти нельзя, дабы избежать удара по группировке воюющей в Донбассе. Но опять же, имея ЖД сообщение с городом ВСУ могут усилить его гарнизон, а у нас…у нас грустно. Ставка на мобилизованных в ДЛНР для удержания тылов в войне без тылов не оправдалась, вежливо говорю, люди не подготовлены и не экипированы как следует, и в значительной мере без высокого боевого духа. Странно было бы наоборот, с учетом навыков и экипировки.
В итоге же к 9 мая будет освобожден только Донбасс, ВСУ потеряет значительную часть техники, но прирастет мясом, и в условиях невнятного блеяния о инклюзивном диалоге на треке имплементации модальностей Стамбульских безальтернативных соглашений, техникой Польши(до 300 Т-72), Великобритании(САУ АС-90 155 мм, до 179 единиц) и самолетами(МИГ-29, до 20-30 единиц). То есть полностью восстановит потери до довоенного уровня.
Война перейдет в стадию Донбасской, то есть на годы и без перспектив сворачивания, и переговоры начнутся только к зиме, когда полярный пушистый зверь посетит всех. Думаю при таком варианте по их итогам Украина уйдет на Запад, правда без Крыма и Донбасса, и не в ЕС и НАТО, а как вооруженный до зубов и предельно агрессивный шип в теле России. Судьбу Херсонщины не предскажу. Думаю она станет ХНР с приморскими районами Запорожья. И с судьбой ДЛНР, в виде вечной линии соприкосновения. Впрочем Минск-3 повторит Минск-2 в плане выполнения, но позволит нам и украм накормить Эвропу.
Это если ничего не менять. Если же наконец понять что термин «спецоперация» не означает что надо придерживаться именно таких лекал, то…
1. Прервать даже мысли о поставках вооружений со стороны НАТО. Вплоть до ударов тактическим ЯО по территории Польши, если уж наша дипломатия бессильна, а власть не хочет прикрутить вентиль. Экстремизм? Да. Но проблему надо решать. Можно добром, но МИД этого не хочет/не умеет, или силой.
2. Рвать логистические цепочки. Бить надо не по нефтебазам, по мостам и транспортно-логистическим узлам. И не Калибрами по одному-два, а так дабы восстановление стало невозможным. Ни маневра силами, ни урожая там быть не должно.
3. Добровольная мобилизация. Не музыканты, не непойми что, не временные контракты, а призыв добровольцев с сохранением рабочих мест и соцпакетом военнослужащего и УБД, при чем не до 35, а хотя бы до 50 лет. Человек не должен ломать жизнь ради того что больше надо стране, и не должен через полгода стать безработным и никому не нужным за желание защитить Родину.
4. Это начали частично делать — мощные удары по узлам обороны в городах дальнобойными средствами поражения и действия ДРГ, лучше с местных уроженцев владеющих мовой, чего пока нет.
Тогда к лету там образуется гуманитарная катастрофа глобального масштаба и можно будет решать — договариваться или…Мысли, конечно же, как любят выражаться ультралоялисты, диванного воена, но мои. И то что я написал гораздо гуманнее чем то что произойдет в итоге на нынешнем треке.
Если общество РФ не организует максимальное давление на кремлевских «недоделов», то Минск-3 неизбежен.
Пора просыпаться, если РФ не хочет Донбасс 2014-2022, но уже у себя на территории.
Ну «РД» молодцы! И Романа начали публиковать. Видно охранители довели дело до ручки.
Да, грустно. Но вполне вероятный сценарий. Кому — спецоперация, а кому — война. Разница однако. Видимо не хотят народ пугать, да как бы ещё сильнее не испугали по итогам.
Повторение Россией сербских ошибок войны 1990-х годов на территории бывшей СФРЮ
По мере развития войны на Украине не может отделаться от впечатления, что российское руководство (гражданское и военное) совершает те же или подобные ошибки, что и Милошевич и его окружение во время войн 1990-х годов в бывшей СФРЮ. Одним словом, определенных и адекватных уроков не извлечено, несмотря на то, что Российская Федерация — серьезное, большое, мощное и организованное государство с огромными человеческими и материальными ресурсами. Если эта тенденция сохранится, это может иметь серьезные последствия для проведения спецоперации и, следовательно, для долгосрочных целей и позиций Российской Федерации. Я не недооцениваю российскую политику, дипломатию, экономику, силу, мощь и ресурсы армии, ВПК и РФ, но они не безграничны, особенно в существующем цифровом информационном пространстве, имеющем огромное влияние, давление со стороны Запада, но и расслоение российского общества, особенно в крупных городских центрах, олигархических структурах и т. д. Сербия и сербы были одни в войнах 1990-х годов, без союзников, без тыла и несравненно слабее РФ и русских, так что сравнивать на первый взгляд нельзя. Однако есть некоторые фундаментальные законы, которые идентичны и не могут быть проигнорированы. Вот несколько вопросов и фактов:
1. Какова стратегическая цель спецоперации РФ в Украине? Это уж точно не объявленная демилитаризация и денацификация Украины (это низшая оперативная цель или промежуточный этап…), тем более последнее, что является долговременной и сложной задачей. Более близкой стратегической целью мог бы стать полный контроль над всей или большей частью Украины (православной и русофильской частью) и возвращение ее в орбиту России, что и обеспечивает дистанцирование США и НАТО от своих границ в геополитической игре с ними. Точно так же нейтрализация Украины с ее легкомысленным и безответственным руководством во главе с американцами и ожидаемое признание этой политикой Крыма и Домбаса представляются бессмысленными и недальновидными. Зеленский (комик, любитель, Еврей…) если бы подписал то, о чем просил Кремль, то был бы мертв, либо от отечественных экстремистов, либо от западных спецслужб. Им просто нельзя доверять и их цель выиграть время, похоже, это знают воробьи на ветках. Не забывайте, что НАТО находится в глубине Украины, откуда идет приток денег, оружия, армий и т.д.
2. Нет в истории примера демилитаризации и децификации государства, если вы не разгромили и не разгромили его полностью в военном и любом другом смысле. Особенно, если вы предоставите местным властям действовать без вашего контроля или надзора. Везде создается новая власть, и пространство для пятой колонны и старой власти сужается. Оставление места для отдельных действий подрывает основные цели военных действий. На протяжении всей истории можно привести множество примеров, чтобы просто взглянуть на недавнее прошлое (Ирак, Афганистан и т. д.).
3. Православное и русофильское население Украины остановлено пытками украинских националистов, действующих со времен СССР и не только с 2014 года (лично убедился в этом в Запорожье в декабре 1990 года). Если нет твердой и реальной гарантии того, что их положение изменится к лучшему и прекратятся все формы пыток, они, естественно, будут действовать своевременно и не поверят мнимым политическим обещаниям и дипломатическим бумагам. Мы, Сербы в Республике Сербской-РС, это хорошо знаем, хотя у нас есть своя независимая государственная структура. Если оставить старую украинскую власть и олигархат с некоторыми косметическими изменениями, чтобы продолжить власть, которая иначе привела к войне, то и склоняющиеся к России люди на Украине не поверят целям спецоперации и пустым обещаниям. Одно это видение Кремлевских кабинетов, а другое реальность на местах. Обычный человек борется за выживание и приспосабливается к ситуации, а далекая политическая элита слепа к его проблемам.
4. Понятно, что РФ ведет войну не с Украиной, а с США и НАТО, и это своего рода подогрев или сдерживание от дальнейшей эскалации. Война выиграна, если у тебя есть постоянная стратегическая и всякая другая инициатива и ты ведешь игру по своим правилам, а не по правилам противника или модели Запада. Нельзя позволять Западу диктовать правила, борьба должна быть принципиально асимметричной, а при наличии у РФ сопоставимых ресурсов и симметричного ответа на западные вызовы. Но Запад имеет условное экономическое преимущество вне зависимости от Китая или Индии (у которых есть свои интересы). Асимметрия делает вас непредсказуемым и дает вам эффективный ответ и достижение целей, даже когда вы технически и технологически уступаете (это было показано в нашей Республике Сербской, Сербии). Поэтому ваши потенциальные возможности следует использовать рационально и эффективно. Нельзя допускать вмешательства политиков в военные операции на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Никакая дипломатия, гуманитарные операции и тому подобное не должны останавливать и менять ход начатых операций, особенно если ваш противник вас к этому не принуждает. Эти действия могут выполняться бесконечно параллельно и имитироваться без ущерба для военных операций. Им действительно нужно действовать только тогда, когда армия закончит свою работу, это золотое правило. Нет варианта, когда политика диктует военные действия стоп-движение, завоевание-отход и т.д. Мы, Сербы, хорошо знаем это о Милошевиче и его политике, от превосходства и силы до потери жизненно важных национальных территорий и исхода народов: Республика Сербская Краина-РСК, Республика Сербская-РС, Косово и Метохия-КиМ. Всю войну Милошевич играл с нашими возможностями, соглашаясь на игру, которую ему диктовал Запад, а потом ставил на кон то, что имел. Армия захватила район, он нас отвел, мы пошли в наступление, он остановил нас для какой-то дипломатии, вместо нескольких сотен километров мы удерживали более тысячи километров фронта и так далее. Последствия таковы: усталость людей, падение боевого духа и дезориентация, потеря материальных и людских ресурсов и переосмысление целей и смысла войны, как того хотят стратеги в Пентагоне… результат известен. Политические элиты в бывших социалистических государствах (СССР, СФРЮ…) были просто очарованы лживыми нарративами (официальными, голливудскими, экономическими, стандартными,…), идущими с Запада, в первую очередь из США. Не было критической мысли оценивать и ценить то, что идет с Запада, поэтому все (в основном негативное) принималось автоматически, поэтому оно оказывало деструктивное воздействие на все сферы общественной жизни и подавляло собственную систему ценностей, знаний и умений. Не были свободны от этого негативного влияния и армия, военная мысль, наука и опыт. В нашей стране НАТО объявило организацию армии лучшей в мире, полностью игнорируя его военные мысли и опыт со времен Второй мировой войны. Не только это, но и опыт войн 1990-х годов в СФРЮ полностью игнорировался. Результатом является полный развал армии в организационном, кадровом и материальном отношении. Когда США заставили Милошевича уйти от власти, его тщеславие сработало, и против нас была совершена агрессия. Народ массово поднялся на защиту государства. Когда мы выдержали 78 дней с минимальными материальными военными силами (5%) и привели НАТО к наземной агрессии с определенными большими и кровавыми потерями, то Черномидин и Артисари пришли спасать НАТО и уговаривать Милошевича согласиться на сдачу Косово и исход наш народ.что к сожалению продолжается и по сей день. Косово это основа Сербии и Сербского народа, как Киевская Русь и Печорская Лавра для России. Разрушения среди народа и армии были огромные и это стоило ему правительства и вы знаете чем это кончилось.
5. Военачальников давно увлекли спецподразделения и в последнее время высокоточные боевые системы (ракеты, бомбы, БПЛ…). Большую роль в этом увлечении сыграли военные США, Голливуд, общественные СМИ-западная пропаганда и т.д. Конечно, военная техника и наука идут вперед, меняется характер войны, и за этим прогрессом нужно следить, но относиться к типу процесса нужно критически и реалистично. Борьба количества и качества известна во всех сферах жизни, даже в армии. Высокое качество не дает количества и наоборот. Это два фактора, которые постоянно переплетаются и не могут обходиться друг без друга. Спецназ тщательно обучается, давно, хорошо оснащен и стоит немало. Их целью является быстрая и эффективная реализация задач тактического и оперативного уровня, из которых, помимо других частей регулярной армии, могут быть решены стратегические задачи. Иными словами, эти первоначальные успехи качества спецназа, остального армейского количества (массы и численности) должны быть использованы для достижения конечных или поставленных целей. Спецназ не предназначен для длительного пребывания в пространства или удержания позиций. Это нерационально, и у тех, кто от природы, есть потери, которые нелегко или быстро восполнить при сохранении качества. Их использование также должно быть предназначено и не должно использоваться ни для чего и для всего, что многие полководцы (генералы) склонны использовать на войне. Он знает, что делает регулярная армия и что делает спецназ. При неправильном применении этих спецназов они быстро тают, а остальная армия становится пассивной в ожидании того, что они (спецназ) будут делать на поле боя, таким образом прекращается наступательный потенциал и наступление амбара (становится оборонительным). Мы в РС злоупотребили этими силами, и со временем они растаяли, так что в конце концов оставался резервный состав мирного времени военной армии, который в течение войны (три года) постепенно обучался, как мог. Фактическая тяжесть войны легла на их плечи, а не на спецподразделения.
6. Точные боевые системы, конечно, меняют характер войны, но она опять-таки не может обеспечить победы без общего действия армии. Эти системы менее многочисленны, очень дороги, требуют длительной разработки и проверки и производства. Многое зависит от импортных высокотехнологичных комплектующих, которые сейчас под эмбарго и т.д. Эффекты от их воздействия, особенно в начале конфликта, велики, но все же есть ограничения по характеристикам и условиям применения. По мере того, как проходит время конфликта, его последствия могут быть уменьшены относительно дешевыми контрмерами и маневрами подразделений и техники …. Мы являемся свидетелями того, как Минобороны РФ ежедневно подсчитывает количество уничтоженных средств. В начале спецоперации эта информация, вероятно, верна, вопрос в том, является ли эта информация точной и достоверной сегодня, точными и достоверными, особенно если УВС применила предложения иностранных инструкторов, особенно на основе нашего опыта с силами НАТО 1990-х годов, которые известны. Из-за ограниченности сенсорных подсистем и задержек информации, применения тактики ложных целей и маскировки, быстрого маневра войск и т.п. воздействие высокоточного оружия значительно снижено. Это особенно актуально, когда закончилась первая фаза войны и израсходована первая разведывательная библиотека целей и ресурсов противника, которые необходимо уничтожить. При переходе к следующему этапу, т.е. работе информационных систем управления (российских АСУ) на всех уровнях управления (тактическом, оперативном и стратегическом), которые должны работать в режиме реального времени, влияние этих средств противодействия на защиту подвижных сил усиливается, по важности может значительно снизить эффективность высокоточных систем, особенно на такой обширной территории, как Украина. Остается, что высокоточные средства могут разрушить только стационарную инфраструктуру, которую невозможно переместить. Именно это и произошло с нами в Сербии. Общие потери нашей боевой техники за 78 дней агрессии тысяч самолетов НАТО составляют менее 5%. НАТО хвасталось, что только в Косово и Метохии уничтожило более 100 танков, а на самом деле уничтожило только 13 танков, все остальное — ложные цели и т.д. Эти факты должны быть задуманы господами в Минобороны РФ. Не все в ВСУ экстремисты и тупицы.
7. Давно известно по ВМВ, и вам это известно лучше всех, если не поставить противника на колени в первые моменты конфликта, то поработать на него какое-то время. Мне непонятна вся спецоперация, особенно стратегические цели. Она слишком медленная и избирательная, теперь планы и цели меняются, большие города остаются на заднем плане, имеющиеся ресурсы разбазариваются, армия истощается, враг пробирается в городские районы и смешивается с мирным населением, неумолимая пропаганда и начинается информационная война.с многочисленными пакостями,Украина имеет НАТО в тылу при полной поддержке всех видов и т.д. Это свидетельствует о том, что время работает не на РФ и русское дело. Приближается весна, пробуждается растительность, что идеально подходит для партизанских и партизанских действий, при огромном пространстве и избирательных действиях вооруженные силы Российской Федерации будут втянуты в длительный, изматывающий и кровопролитный конфликт с неопределенным исходом. Если мы добавим огромную поддержку НАТО, а также возможности людей, результат может быть еще более неблагоприятным. Милошевич принял конфликт с совершенно неопределенными целями, от которых постоянно менял или отказывался во время войны.Исход известен. Политические элиты Российской Федерации должны оставаться в сфере реальности и осуществимости, а не в стратегических видениях и проекциях. Его следует опустить до самого низкого уровня или реальности на земле. Укрепленные военные системы могут многое реализовать, но они не всемогущи, а традиционные и проверенные приемы и возможности все же будут иметь решающее влияние. Сильно закостенелые системы нуждаются в высокообразованном, профессиональном и малочисленном персонале, когда его непросто создать и тем более заменить. Реализация стратегических целей достигается небольшими шагами, но также четкой и твердой целью, если это не так, то это выглядит как авантюра. Исправить еще не поздно, но время уходит.
Критиковать не собирался, от всей души жалею, что был не прав. Я тоже не думаю, что руководство РФ способно, вы наоборот слишком велики, чтобы позволить себе такую роскошь, но бюрократия и инерция — это чудо и в структуре правительства есть многочисленные фильтры, искажающие картину реальности чтобы те, кто окончательно принимает решения, не оперировали реальной и реальной информацией. Это было показано в нашей стране, которая несравненно меньше.
Приношу свои извинения: Перевод электронный и может быть грамматически не очень правильный, но думаю понятный (есть у вас и сербская версия
Руска реприза Српских грешака из рата деведесетих година на територији бивше СФРЈ
Како рат у Украјини одмиче не могу се отети утиску да руководство РФ (цивилно и војно) прави исте или сличне грешке које је чинио Милошевић и његово окружење током ратова деведесетих година на територији бивше СФРЈ. Дугим речима нису се извукле одређене и адекватне поуке, без обзира што је РФ озбиљна, велика, моћна и организована држава са огромним ресурсима људским и материјалним. Ако се овакав тренд настави то може имати тешке последице за реализацију специјалне операције а тиме и за дугоречне циљеве и позицију РФ. Непотцењујем Руску политику, дипломатију, економију, снагу, моћ и ресурсе војске, ВПК и РФ али они нису безгранични, поготово у постојећем дигиталном информационом простору који има огромни утицај, притиску који проводи Запад али и раслојавању Руског друштва поготово у великим центрима-градовима, олигархијски структурама итд. Србија и Срби су у ратовима дведесетих година били сами, без савезника, без залеђа и неупоредиво слабији од РФ и Руса, па на први поглед се не можемо поредити. Међутим постоје неке фудаменталне законитости које су идентичне и не могу се занемарити. Ево неколико питања и чињеница:
1. Шта је стратешки циљ специалне операције РФ у Украјини? То није свакако објављена демилитаризација и денацификација Украјине (то је нижи оперативни циљ или међукорак…), поготово ово друго што је дугорочан и тешко изводљив задатак. Ближи стратешки циљ може бити потпуна контрола целе или већег дела Украјине (Православни и русофилни део) и њено враћање у Руску орбиту, а то обезбеђује удаљавање САД и НАТО-а од својих граница у геополитичкој игри са њима. Исто тако неутрализација Украјине са њеним неозбиљним и неодговорним руководством којима управљају американци и очекивано признање Крима и Домбаса од стране те политике изгледами бесмислено и кратковидо. Зеленески (комичар, аматер, Јевреј..) ако би потписао оно што Кремљ тражи био би мртав, било од домаћих екстремиста или од западних обавештаних служби. Просто њима се апсолутно не може веровати и њихов циљ је добијање на времену, то чиними се и врапци на грани знају. Не заборавите у залеђу Украјине је НАТО, одакле стиже прилив новца, оружја, војске итд.
2. У историји непостоји пример демилитаризације и денцификације једне државе ако је нисте посве поразили и прегазли у војничком и сваком другом смислу. Поготово ако оставите локалне власти да делују без ваше контроле или надзора. Свугде се успотавља нова власт и сужава простор за деловање пете колоне и старе власти. Остављање простора за сепаратно деловање подрива основне циљеве војне акције. Бројни су примери кроз историју само да посматрамо недавну прошлост (Ирак, Авганистан итд).
3. Становништво у Украјини које је православно и русофилно је престашено тортуром украјинских националиста који делују још од доба СССР-а а не само од 2014.године (лично сам се то уверио у Запорожју у децембру 1990. године). Ако не постоји чврста и реална гаранција да ће се променити њихово стање набоље и престати сваки облик тортуре они ће се природно понашати опортуно и неће веровати имагинарним политичким обећањима и дипломатским папирима. То ми Срби у Републици Српској-РС добро знамо иако имамо своју независну државну структуру. Ако оставите стару Украјинску власт и олигархију са неким козметичким изменама да даље влада, која је иначе до рата довела, онда исто тако народ у Украјини који се склон Русији неће веровати циљевима специјалне операције и празним обећањима. Једно је визија у кабинетима Кремља а друга је реалност на терену. Обичан човек се бори за опстанак и прилагођава ситуацији, а удаљена политичка елита је слепа за његове проблеме.
4. Јасно је да РФ неводи рат са Украјином већа са САД и НАТО-м и то је неко предзагријавање или одвраћање од даље ескалације. Рат се добија ако имате сталну стратешку и сваку другу инцијативу и водите игру по својим правилима а не по правилима противника односно по моделу запада. Несме се дозволити да запад диктира правила, борба мора бити у основи асиметрична и ако РФ има компатибилне ресуресе и симетричан одговор на западне изазове. Ипак запад је у условној економској предности без обзира на Кину или Индију (који имају своје интересе). Асиметрија вас чини непредвидивим и пружа вам ефикасан одговор и остварење циљева чак и када сте техничко-технолошки инфериорни (то се показало код нас Република Српска, Србија). Зато се своје потенцијалне могућности треба рационално и ефикасно користити. Не треба дозволити политици да се меша у покренуте војне операције ни на стратешком, оперативном и тактичком нивоу. Никаква дипломатија, хуманитарне операције и слично неби смели да заустваљају и мењају токово покренутих операција, поготово ако вас противник на то неприсиљава. Те акције могу бесконачно паралелно и симулирано да делују без утицаја на војне операције. Оне стварно требају да делују тек када војска заврши свој посао, то је златно правило. Не постоји варијанта где политика диктира војне операције стани-крени, освоји-повуци се итд. Ми Срби то добро знамо са Милошевићем и његовом политиком, од суперироности и снаге до губитка витални националних територија и егзодуса народа: Република Српска Крајина-РСК, Република Српска-РС, Косово и Метохија-КиМ. Цело време рата се Милошевић играо са нашим могућностима пристајући на игру коју му је запад диктирао а онда је прокоцкао оно што је имао. Војска освоји простор он нас повуче, ми кренемо у офанзиву он нас заустави ради неке дипломатије, уместо пар стотина километара ми смо држали више од хиљаду километра фронта итд. Последице су следеће: долази замора људи, пада морала и дезорјентација, губитака материјалних и људских ресурса и преиспитивања циљева и смисла ратовања, баш онако као стратези у Пентагону желе…резлтат је познат. Политичке елите на простору бивших социјалистичких држава (СССР, СФРЈ …) биле су просто опчињене лажним наративима (официјелним, Холивидским, економским, стандардом, …) који долаза са Запада пре свега САД. Није постојала критична мисао процењивања и вредновања тога што долази са Запада па је све (углавно оно негативно) прихватано по аутоматизму па је то имало деструктивни утицај на све сфере друштвеног живота и потискивање властитог система вредности, знања и способности. Ни војска, војна мисао, наука и искуство нису били ослобођени тог негативног утицаја. Код нас су НАТО организацију војске прогласили за најбољу на свету, потпуно занемарујући своју војну мисао и искуство које се стварало од другог светског рата. Не само то него је потпуно занемарено искуство из ратова деведесетих година на просторима СФРЈ. Резултат је потпуна разградња војске у организацином, кадровском и материјалном смислу. Када су САД натерале Милошевића да одступи са власти прорадила је његова сујета и на нас је извршена агресија. Народ је устао масовно да брани државу. Када смо издржали 78 дана са минимални материјалним војним гибицима (5%) и НАТО довели да мора да крене у копнену агресију са сигурним великим и крвавим губицима онда долази Черномидин и Артисари да спашавају НАТО и убеде Милошевића да пристане на предају Косова и езодус нашег народа који нажалост и данас траје. Косов је темељ Србије и Српског народа као што је Кијевска Русија и Печорска Лавра са Русе и Русију. Разорачење код народа и војске је било огромно и то га је коштало власти и знате како је завршио.
5. Војни комаданти су одавно опчињени специјаним снагама а у новије време вископрецизним борбеним системима (ракете, бомбе, БПЛ…). Велику улогу у овој опчињености је одиграла војска САД, Холивуд, јавни медији-пропаганда запада итд. Наравно да војна технологија и наука иду напред и да се мења карактер рата и тај напредак треба пратити, али према тип процесима мора се критички и реално односити. Позната је борба између квантитета и квалитета у свим сферама живота па и у војсци. Високи квалитет не даје квантитет и обрнуто. То су два фактора која се стално прожимају и не могу један без другог. Специјалне снаге се темељно дуго обучавају, добро опремају и доста коштају. Њихова намена је брза и ефикасна реализација задатка на тактичком и оперативном нивоу из којих се може уз остале сегменте регуларне војске остварити и стратешки задаци. Другим речима ове почетне успехе квалитета специјалних снага, остала војска квантитет (маса и снага) треба да експлотише ради остварења коначних или задатих циљева. Специјалне снаге нису предиђене за дуго задржавање у простору односно држање положаја. То је нерационално и оне по природи имају губитке које није лако ни брзо надокнадити а да задржиш квалитет. Њихова употреба такође мора бити намеска и не треба их користити за све и свашта, што су многи комаданти (генерали) склони да користе у рату. Знасе шта регурална војска ради а шта специјалне снаге. Ако се ненамески користе ове специјалне снаге се брзо топе, а остала војска пасивизира чекајући шта ће они (специјалци) на бојишту да ураде, тиме престаје офанзивни потенцијал и напредовање стаје (прелази се у дефанзиву). Ми смо у РС ненаменски користиле те снаге и оне су се временом истопиле, тако да је на крају остао мирнодопски резервни састав ратне армије који се кроз рат (три године) постепено оспособљавао онолико колико је могао. Фактични терет рата је пао на њихова плећа а не на специјалне снаге.
6. Прецизни борбени системи свакако мењају карактер рата али опет не може обезбедити победу без укупног деловања војске. Ови системи су мање бројни, врло скупи, захтева дуг развој и верификацију и производњу. Доста зависе од увозних високо-технолошких компоненти каје су сада код вас под ембаргом итд. Ефекти њиховог удара посебно на почетку сукоба су велики али ипак постоје ограничења у перформансама и условима употребе. Исто тако како време сукоба одмиче његови ефекти се могу смањити са реалтивно јефиним противсредства и маневрима јединица и технике итд. Сведоци смо како МО РФ сваки дан набраја број уништених средстава. У почетку специјалне операције ови подаци су вероватно тачни, питање је дали су ти подаци данас тачни и веродостојни, поготово ако су УВС буде применила сугестије страних инструктора поготово на бази нашег искуства са НАТО снагама из деведесетих година која нису непозната. Због ограничења сензорских подсистема и кашњења информација, примена тактике лажних циљева и маскирања, брзих маневара снага итд. значајно се умањује ефекте високопрецизних оружја. То посебно је актуелно када прође прва фаза рата и потроши се формирана прва обавештајна библиотека циљева и противничких ресурса које треба уништити. Када се пређе у следећу фазу односно рада командно информационих система (руски АСУ) на свим нивоима командовања (тактичком, оперативном и стратегијском) који треба да раде у реалном времену, ефекти примени ових противмера на заштити мобилних снага добијају на значају могу се знатно смањити ефикасност високопрцизних система поготову на огромном пространству каква је Украјина. Остаје да се високопрецизним средстима може после уништавати само стационарна инфраструктура која се не може померати. То се управо нама у Србији десило. Наши војни материјални укупни губици за 78 дана агресије хиљаде НАТО авиона су мањи од 5%. НАТО се хвалио да је на простору само Косова и Метохије уништио више од 100 тенкова, а у ствари је уништио само 13 тенкова, све остало су биле лажне мете итд. Ове чињенице господа у МО РФ морају да имају науму. Нису сви у ВСУ екстремисти и глупи.
7. Одавно је познато још у другог светско рата а ви то најбоље знате, ако у првим тренуцима сукоба противника не баците на кољена, да онда време после ради за њега. Цела специјална операција ми није јасна поготове стратешки циљеви. Сувише се споро и слективно одвија, сада се мењају и планови и циљеви, велики градови остају у позадини, развлаче се располживи ресурси, исцрпљује војска, противник се увука у урбане средине и помешао се са народом-цивилима, почиње бесомучан пропагантни и информациони рат са бројним прљавим подметањима, Украјина има НАТО у залеђу са пуном подршком сваке врсте итд. То указује да време не ради РФ и Руску ствар. Долази прољеће, буди се вегетација што је идеално за герилско и партизанско деловање, уз огромно простванство и селективне деловање, оружане снаге РФ ће се увући у дуготрајан, исцрпљујући и крвав сукоб са неизвесним исходом. Ако се дода огромна подршка НАТО-а али и опортуност народа исход може бити још неповољнији. Милошевић је прихватио сукоб са потпуно недефинисаним циљевима које је кроз рат стално мењао или одустајао исход је познат. Политичке елите РФ морају остати у сфери реалности и изводљивости, а не у стратешким визијама и пројекцијама. Треба се спустити на најнижи ниво односно реалност на терену. Состифицирани војни системи могу доста да реализују али нису свемогући и даље ће пресудан утицај имати традиционалне и проверене технике и могућности. За состифициране системе треба високо образовани, стручан и малобројан кадар кога није лако створити а још мање заменити. До реализације стратешких циљева долази се преко малих корака али и јасног и чврстог циља, ако тога нема онда то личи на авантуру. Још није касно да се коригије али време цури.
Нисам имао намеру да критикујем, из дубине душе волио бих да нисам управу. Исто несматрам да руководство РФ није способно, напротив сувише сте велики да би сте тај луксуз себи дозволили, али бирократија и инерција су чудо и постоје бројни филтери у структури власти који искривљују слику реалности тако да они који коначно доносе одлуке не оперишу са стварним и реалним информацијама. То се показало код нас који смо неупоредиво мањи.