Происходящие на Украине события – это следствие систематических нарушений украинскими политиками геополитических законов. Законы геополитики так же непререкаемы, как и законы физики, только они менее очевидны. Из-за этого широкие массы зачастую не улавливают этих закономерностей и не различают «правильных» и «неправильных» действий политиков.

В случае с Украиной настоящим безумством было некритичное стремление перепрыгнуть из русско-православной цивилизации в западную протестантско-католическую. На словах Украина может отрицать принадлежность к русско-православной цивилизации, но факт нахождения государства и народа в лоне той или иной цивилизации определяется не желаниями политиков, а всем ходом исторической судьбы государства и народа.

Историческая судьба Украины такова, что она является изначальным ядром русской государственности как таковой. Не может ядро этой государственности, даже бывшее, взять и «перескочить» в другую цивилизацию. Для смены цивилизационного кода должны пройти многие века, а не тридцать лет самостийности. Для такой смены должны сложиться необходимые исторические условия и произойти соответствующие процессы. Без этого попытка насильственной смены обернётся страданиями и бедами.

Украина захотела оказаться в лоне западной цивилизации одним махом. Достаточно многочисленная часть населения оказалась не готова к столь резкой смене цивилизационного кода (Крым, Донбасс) и поэтому их попытались затащить на Запад силой. Крым вовремя ушёл в Россию, а Донбасс Киев принялся утюжить танками и бомбами.

В случае Украины смена цивилизационного кода подразумевает смену национальной идентичности. В прозападной Украине понятие «украинец» означает уже не то, что оно означало в Советской Украине. В советское время украинец был региональной разновидностью русского, что соответствует исторической правде. В самостийной Украине в понятие «украинец» вкладывается прежде всего русофобский смысл. Мы украинцы, потому что мы не русские – таков главный посыл украинского нациостроительства.

Сопряжение двух процессов – резкой смены цивилизационного кода, помноженной на смену национальной идентичности – привело к образованию взрывоопасной смеси, разрушившей государственный фундамент Украины. Это привело к расколу украинского государства и его сползанию в воронку кровавого противостояния, сначала с собственными гражданами (Донбасс, Одесса), потом с соседями – Россией, Белоруссией, Приднестровьем.

Геополитическая идентичность Украины – быть частью теллурократической (сухопутной, континенталистской) цивилизации вместе с Россией и Белоруссией. Действительно, как могут три русских государства принадлежать к разными цивилизационно-геополитическим образованиям?  У Украины евразийская судьба. Игнорирование этого факта ведёт к гибели украинской государственности.

Попытка стать частью западной цивилизации – это попытка сменить геополитическую идентичность с теллурократической на талассократическую (морскую), к которой принадлежат США, Великобритания и некоторые другие страны Запада. У этих стран, в отличие от Украины, евроатлантическая судьба. Когда Украина пытается влезть в евроатлантическую семью со своей евразийской судьбой, у неё неизбежно возникают большие проблемы в политике, экономике, промышленности, культуре и т. д.

Проукраинские заявления западных лидеров – пропагандистский флёр, прикрывающий истинные намерения Запада в отношении Украины. А они таковы, что Западу выгодно иметь в Евразии своего троянского коня, который работает в евроатлантических интересах.

Украине отведена функция разрушителя евразийского геополитического пространства изнутри. Её роль – сделать процесс геополитического разрушения Евразии хроническим, не позволять Евразии сплотиться перед лицом евроатлантической угрозы и стать полноценным самостоятельным игроком мировой политики. Границы Евразии практически совпадают с границами бывшего СССР, а в границах бывшего СССР евразийским ядром является Россия.

Поэтому козни Украины, находящейся под внешним управлением, направлены против России.

Киевский режим преподносит это народу в удобоваримых тонах. Дескать, азиатская Россия лишает украинский народ европейского будущего. Многие верят. Таких «верующих» Платон сравнивал в «Законах» с детьми: «Возможно, что один выступит с рапсодией, как Гомер, другой с песнями… третий с какой-нибудь трагедией, четвёртый с комедией, и нет ничего удивительного, если кто выступит с кукольным театром и будет считать, что у него больше всего данных, чтобы одержать победу… Если бы судили совсем малые дети, они бы высказались в пользу выступавшего с кукольным театром».

Те, кто верит в европейское будущее Украины, – это дети. А политики, одурманивающие их россказнями про это будущее, разыгрывают кукольный театр. Как часть континенталистской евразийской цивилизации Украина может себя найти только в составе этой цивилизации. Талассократия всегда старается удушить теллурократию в своих объятиях. Стратегия анаконды, то есть окружения Евразии недружественными режимами и провоцирование войн по её периметру, является долгосрочной стратегией Вашингтона и Лондона. Авторы стратегии надеются таким образом оттеснить Евразию от тёплых морей, захлопнуть то самое окно в Европу, прорубленное Петром I и подкреплённое победой над шведами под Полтавой, где украинствующий Мазепа пытался спутать Петру все карты.

Между талассократией и теллурократией царит вечное соперничество. Такова геополитическая судьба мира. Цивилизация Моря может входить в союзнические отношения с цивилизацией Суши только временно и ситуативно. Никогда в мировой истории эти отношения не были долгими и прочными.

Украина территориально зажата между талассократией (ЕС и НАТО) и теллурократией (ЕАЭС, Россия, Белоруссия). Играя по правилам таласскоратии, Украина сама вызывает к жизни процессы с повышенной геополитической энергетикой, от которой сотрясаются стены украинской государственности. Например, отказ от членства в ЕАЭС и бездумный курс на членство в ЕС и НАТО взбудоражил дремавшую до этого энергетику рубежного пространства. Эта энергетика содержится в культурных установках, политических симпатиях, цивилизационных предпочтениях населения, проживающего на рубежной территории.

Эти проявления глубинного пространственно-мировоззренческого смысла можно попытаться задавить силой, чем киевский режим и занимается. Но тогда подавляемая рубежная энергетика ответит неконтролируемым взрывом. Это мы сейчас и наблюдаем. Территория Украины – место встречи цивилизационной энергетики западной и евразийской цивилизации. Украина могла бы играть гармонизирующую роль, нивелируя конфликтный потенциал данной энергетики, выравнивая её до нужного уровня сотрудничества и диалога. Что же мы видим вместо этого? Взвинчивание этой энергетики агрессивной прозападной и русофобской политикой до опасного уровня саморазрушения.

Теория мир-системного анализа американского социолога Иммануила Валлерстайна делит мир на страны ядра (развитые страны Запада), страны периферии (страны третьего мира)  и страны полупериферии (развивающиеся страны). К полупериферии Валлерстайн относил страны Восточной Европы и постсоветского пространства. По теории Валлерстайна страны полупериферии амортизируют негативный эффект неравномерного взаимодействия стран ядра со странами третьего мира. Полупериферия стабилизирует мировую систему, не даёт ей окончательно погрузиться в хаос.

Украина, как одна из стран полупериферии, должна выполнять совершенно не ту функцию, какую она выполняет сегодня. Пойдя наперекор своей геополитической природе, Украина нарушила собственное геополитическое самочувствие. Болезненные судороги украинской самостийности — следствие необдуманных поступков её политического класса, они носят исключительно внутренний, а не внешний характер.

Владислав ГУЛЕВИЧ