ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

27 марта (14 марта по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется постная пища с растительным маслом (и не возбраняется для укрепления сил выпить немного вина). В Русской Православной Церкви совершается празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери, а также память четырёх святых. Далее коротко расскажем о них.

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. С древних времён в третий воскресный день после начала Великого поста совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, подобное тому, как это делается в два других православных праздника – в Воздвижение Креста Господня и Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Точно так же из алтаря износится напрестольный Крест, водружается на аналой, по обычаю украшается цветами. Только в случае с Крестопоклонной Неделей это поклонение продолжается в течение всей последующей седмицы. Всё это должно напоминать нам о Крестной смерти Христа и его последующем Воскресении, таким образом готовя к событиям Страстной седмицы и Пасхи Господней.

* * *

Святыня царей и матерей. Феодоровская икона Божией Матери. Церковный календарь на 27 марта

ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

Феодоровская икона Божией Матери. Этот чтимый образ Пресвятой Богородицы, явленный в 1239 году от Рождества Христова, издревле сугубо почитается в русском народе. Согласно благочестивому преданию, молитвы, обращённые к Божией Матери перед этой древней иконой или её списками, помогают в родах. Иконографически этот образ близок Владимирской иконе Пресвятой Богородицы, а своё имя он получил в честь одного из русских великих князей. Вот как об этом повествует история Феодоровской иконы:

Название своё икона получила от Великого Князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца, позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия Великим Князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира. Оставшейся же от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой…

Таким образом, Феодоровская икона Божией Матери символично связана с укреплением не только традиционной семейственности, но и самой русской государственности. И это подтверждается тем, что наиболее широко этот чудотворный образ стал почитаться в XVII столетии, после прекращения Смуты и начала царствования Дома Романовых. Так, царь Михаил Феодорович был благословлён на правление именно Феодоровской иконой, в память об этом событии и было установлено празднование в честь этого святого образа.

* * *

ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ. WWW.PRAVOSLAVIE.RU

Преподобный Венедикт Нурсийский. Западно-христианский святой конца V – первой половины VI столетия, времён, когда Римская Церковь ещё не отступила от Православия. Святой Венедикт особенно почитается на Западе как основатель монашеского ордена бенедиктинцев, но и на христианском Востоке чтят его монашеские духовные подвиги, сугубую аскезу и борьбу со страстями. Победив многие искушения молодости, преподобный Венедикт стал духовным наставником и учителем многих монахов, его ученики были столь многочисленны, что по благословению старца разделились на 12 общин. Вот как описывается этот опыт в Житии святого:

Строгие правила, установленные для монахов святым Венедиктом, не всем пришлись по душе, и преподобный не раз становился жертвой клеветы и преследований. Наконец он поселился в Кампанье и на горе Кассино основал Монте-Кассинский монастырь, который долгое время был центром богословского образования для Западной Церкви.

В этой обители преподобный Венедикт написал Устав, основанный на опыте жизни восточных пустынников и впоследствии принятый многими западными монастырями. Этот Устав предписывал инокам абсолютное отречение от собственности, безусловное послушание и постоянный труд. Старшим инокам вменяется в обязанность обучение детей и переписывание древних рукописей. Это помогло сохранить многие памятники письменности, относящиеся к первым векам христианства…

Старец Венедикт, прославившийся многочисленными прижизненными чудотворениями и исцелениями, мирно отошёл ко Господу в 543 году от Рождества Христова.

Святитель Евсхимон Исповедник, епископ Лампсакийский. Архипастырь Церкви Христовой, живший в IX столетии, во времена утверждения в Ромейском царстве (Византии) еретиков-иконоборцев. Святитель Евсхимон, живший на берегу пролива Дарданеллы, пострадал за исповедание Православия в период правления нечестивого императора-иконоборца Феофилы, царствовавшего в 829-842 годах от Рождества Христова. Он был заточён в темницу, а впоследствии сослан и умер в изгнании.

Благоверный Великий Князь Ростислав Мстиславович (во Святом Крещении – Михаил). Русский святой времён междоусобной брани XII столетия, сын Великого Князя Киевского Мстислава Владимировича и Христины Шведской (дочери шведского короля Инге Старшего), внук Владимира Мономаха. В разные времена будущий святой был и смоленским князем (1127-1167 годы от Рождества Христова), и князем новгородским (в 1154 году), и, наконец, с перерывами – Великим Князем Киевским (в 1154-11551159-1161 и 1161-1167 годах).

БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ МСТИСЛАВОВИЧ (ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ – МИХАИЛ). ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

Наибольшую известность благоверный князь Ростислав-Михаил получил как правитель, значительно укрепивший Смоленск и Православие на Смоленской земле. Также именно ему принадлежала идея освобождения Русской Церкви от излишнего греческого влияния, однако из смирения князь не стал сопротивляться Константинополю в его стремлении назначать на Киевский митрополичий престол архиереев-греков. Также святой правитель стремился избежать русского разделения, но всё равно был втянут в ряд междоусобных конфликтов, после одного из которых скончался. Вот как это описывает его Житие:

Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав занемог. Когда он доехал до Смоленска, где княжил его сын Роман, родные уговаривали его остаться в Смоленске, но Великий Князь приказал везти его в Киев. «Если умру по дороге, – завещал он, – положите меня в отчем монастыре у святого Феодора. Если Бог исцелит меня молитвами Пречистой Своей Матери и преподобного Феодосия, постригусь в Печерском монастыре». Бог не судил исполниться давнему желанию Ростислава – окончить жизнь иноком святой обители. Святой князь скончался на пути в Киев 14 марта 1167 года. Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре.

Святитель Феогност, митрополит Киевский, Московский и всея Руси. Преемник святителя Петра, перенёсшего первосвятительскую кафедру Русской Церкви в Москву, заложив тем самым основы Третьего Рима. Святой Феогност был родом грек, уроженец Константинополя, но искренне полюбил Русскую землю. Многое сделал для благоукрашения Православной Москвы, возвёл немало храмов, ездил в Орду, где претерпел немало страданий, но возвратился, подтвердив льготы Русской Церкви. Умер в 1353 году от Рождества Христова от чумы, позднее его мощи были обретены нетленными, хотя остались почивать под спудом в Успенском соборе Московского Кремля.

Поздравляем православных христиан с днём Феодоровской иконы Божией Матери и тех угодников Божиих, чья святая память совершается сегодня! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ