ФОТО: LOVELYPEACE / SHUTTERSTOCK.COM

Спустя месяц после начала спецоперации на Украине можно подвести первые итоги воздействия этих судьбоносных событий на нашу «элиту». Кавычки, впрочем, уместны и к слову «наша». Речь о тех, кого неизбежная схватка с агрессивным нацизмом на Украине настолько «нравственно опечалила» (напугала личными последствиями и материальным дискомфортом), что они предпочли покинуть Россию. Некоторые с шумными инвективами в её адрес, другие тихо и как бы понарошку. Но может ли здесь быть какая-то двусмысленность? Уходя – уходи.

Олигархат затаился

Ревизию «уезжантов», наверное, стоит начать с крупного бизнеса. Зафиксирован факт: уже 24-25 февраля частные самолёты многих олигархов поднялись в небо и покинули пределы страны. Поскольку их крылатые машины зарегистрированы в других странах, проблем с вылетом не возникло. Так, лайнер с бортовым номером LX-PHS, приписываемый совладельцу «Фармстандарта» Виктору Харитонину, 25 февраля улетел из Санкт-Петербурга в Дюссельдорф. Крупнейший акционер «Лукойла» Вагит Алекперов улетел, предположительно, в Турцию. Гендиректор авиакомпании «Победа» (!) Андрей Калмыков вместе с семьёй покинул Россию ещё 24 февраля, находясь ныне вроде как в Швейцарии.

Некоторые олигархи к началу спецоперации уже были за границей. Например, самолёт с бортовым номером LX-VIP, приписываемый основателю USM Group Алишеру Усманову, 28 февраля совершил перелёт из Италии в Ташкент. Бизнесмены Пётр Авен и Михаил Фридман вышли из совета директоров «Альфа-банка» и тоже покинули Россию. Первый, по некоторым сведениям, находится в Италии, второй – в Великобритании. При этом оба высказались против спецоперации. Основатель TCS Group Олег Тиньков также обозначил свою позицию в «Instagram»*: «Сейчас на Украине погибают невинные люди, каждый день, это немыслимо и недопустимо!» Основатель сети «М.Видео» Александр Тынкован пошёл дальше, написав в Facebook* с цитатами из Дмитрия Муратова:

А всё-таки Нобелевскую премию зря не дают. И нужно проводить водораздел между российской властью и российским народом.

Правда, большинство крупных и средних бизнесменов предпочли никак не высказываться о происходящем и не покидать Россию. Во всяком случае – пока.

Карающий кирзовый сапог

В мире «творческой интеллигенции» и селебрити картинка похожа лишь отчасти. А именно тем, что абсолютное большинство никуда не поехало и отмалчивается. Однако в этом сообществе сразу проявились активные «неприятели» спецоперации и лично – Путина. А с другой стороны – столь же активные патриотические сторонники действий президента и русской армии. «Первый русский» уже писал об этом «водоразделе». То, что позиции обозначились отчётливее, нет ничего удивительного: это бизнес любит тишину, а творчество требует голоса – за него и платят. Или – перестают платить.

Однако тут есть нюанс: одно дело поставить свою закорючку под коллективным «письмом протеста» (если что, можно и дезавуировать – «случайно подсунули», «не разобрался», «очень сильно попросили») другое – заявить свой протест лично, что называется, «под запись». А потом собраться и уехать из ставшей ненавистной страны. Таких среди медийных персон, как и можно было догадаться, оказалось немного.

Самыми известными и хоть сколь-нибудь значимыми стали актриса и общественный деятель Чулпан Хаматова, главред журнала «Искусство кино» кинокритик Антон Долин, главный редактор журнала «Театр» театральный критик Марина Давыдова, композитор и пианист Антон Багатов, режиссёр Кантемир Балагов, прима-балерина Большого театра Ольга Смирнова, главный редактор томского агентства новостей ТВ-2 Виктор Мучник. Ну и ещё ряд некоторых фигурок помельче, типа поэтессы Веры Полозковой, стендап-комика Данилы Поперечного, рэпера FACE (Ивана Дрёмина).

Все они, так или иначе, устно или письменно в своих блогах обосновали свой отъезд несогласием с произошедшим, своим страхом и отвращением к «путинской России». Иногда трогательно и наивно, как Хаматова: «Я не смогу называть чужое горе, чужую боль, чужую трагедию, гуманитарную катастрофу чем-то от чего-то освобождающим». Иногда желчно и пафосно, как Долин: «Моя родина – Россия, другой я никогда не желал. Но никакой России больше нет. Россия – курица с отрубленной головой». Порой злобно и глуповато, как рэпер FACE: «Меня и моих близких выжили, выжили из собственного дома, с собственной земли, выжило ваше государство, которое я окончательно отказываюсь признавать моим с этой секунды, и выжил наш народ, которому абсолютно *** на все, пока хватает денег на бутерброд с маслом».

Ну или, наконец, комично, как и полагается стендап-комику Поперечному: «Я уехал, потому что устал просыпаться с ощущением, что завтра меня могут арестовать, что вот-вот карающий кирзовый сапог придавит и меня».

Пятая колонна поехала

Никак не комментировали свой отъезд-бегство за бугор ведущая НТВ Лилия Гильдеева, бывший журналист НТВ Глеб Пьяных, трэш-журналист Юрий Дудь, телеведущая Татьяна Лазарева. Взмахнув «крылышками», певица Вера Брежнева упорхнула в Италию, Нюша – в Дубай, а Жасмин – в Израиль. Там же, на исторической родине плотно и давно сидит с женой «народный артист Российской Федерации», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» и Ордена Почёта, Андрей Макаревич, услаждавший своим пением воинов АТО.

Столь же давно на своей вилле в Майами отдыхает от трудов праведных и аполитичный Валерий Леонтьев. Не хотел раскрывать своей новой локации Григорий Лепс, однако поклонники выяснили, что ему ныне тепло в Штатах. А вот «звезда телевидения и театра» Ольга Бузова не стала лукавить и, призналась, что поехала от греха подальше в ОАЭ.

Также, ничуть не лукавя, ведущий телешоу «Модный приговор» Александр Васильев сообщил, что уехал в Париж. Поскольку эфир в Москве «накрылся», как, похоже, и вся «высокая мода». А он сам давно гражданин Франции. Рядышком с ним в парижских кафе без всякой политики пересиживают столь стрёмное для них время две закадычные подруги – Рената Литвинова и Земфира.

Где-то в дальних краях решили внезапно побродить остроумец Семён Слепаков, Эммануил Виторган вместе с малолетними детьми и женой. А вот один из топ-менеджеров «Аэрофлота», автор стратегии компании Андрей Панов признался, что покинул Россию «с концами». Видно, парню есть от чего бежать и почему не возвращаться!

Угроза вернуться

При этом есть группа товарищей, которые также уехали за границу с началом спецоперации, но всячески отрицают, что навсегда и что их отъезд имеет какие-то политические мотивы. Среди них былая «примадонна» Алла Пугачева со своим муженьком – «антивоенщиком» Максимом Галкиным и детьми. Они просто «отдыхают» в Израиле и грозят вернуться обратно, чтобы «разобраться» с обидчиками. Отдыхает на земле предков и Ваня Ургант, лишённый ныне эфира на «Первом». «Без паники. Отпустили в отпуск, а я возьму и скоро вернусь», – успокоил он недавно своих поклонников.

В стиле «не дождётесь» высказалась на днях из забугорья также и Ксюша Собчак: «Лично я собираюсь вернуться в Россию в ближайшее время и продолжить делать то, что ещё возможно делать». «А вот это-то только и не хватало, – восклицают в сетях соотечественники. – Не видать бы вас больше!». А один раздумчивый человек предупредил: «Следите, если в эфир вернутся Ургант с Галкиным и Познер, а Макаревич приедет, начнёт давать концерты – то всё наши надежды были зря».

Что с того?

Впрочем, конечно, гораздо более серьёзным «звонком» и «оселком» происходящего ныне стали состоявшиеся отставки Анатолия Чубайса и Аркадия Дворковича, состоявшийся, увы (как ФСБ могло его просто так выпустить?) отъезд первого и вроде бы ещё не состоявшийся пока, но желаемый отъезд в Израиль второго. То, что оба, хоть и с разным «весом», были значимыми звеньями либерально-компрадорской антисистемы внутри правящей элиты, ныне стало известно всем.

По здравому смыслу должно быть понятно, что эти «развязанные узелки» должны потянуть за собой многочисленные верёвочки к другим функционерам «шестой колонны» внутри истеблишмента. Где управленческие «связки» тесно переплетены с бизнес-хозяйственными кланами. Наверняка кто-то из них уже «сидит на чемоданах». Ключевой вопрос: неужели им дадут просто так свалить? А посидеть на дорожку?

«Instagram»* – соцсети, запрещённые в России

Facebook* – соцсети, запрещённые в России

АНДРЕЙ САМОХИН