Китаист Александр Габуев объяснил в своем интервью для The Octavian Report позицию Китая в глобальной политике и полагает, что КНР выбрала очень умную стратегию. По его мнению, Россия представляется с позиции Китая иррациональным и непредсказуемым международным игроком. Но для подобного партнера у КНР есть собственные шаблоны отношений.

Этот шаблон был задан Крымом. Когда были введены санкции, Китай заявил, что поддерживает мир, уважает территориальную целостность и суверенитет Украины и никогда не признает присоединение Крыма Россией.

Китай, возможно, и критиковал односторонние американские санкции, но при этом соблюдал букву санкций. Однако в то же время он делал все возможное, чтобы максимально использовать свои новые возможности в России.

Именно это сейчас и будет делать Китай. Китай будет критиковать расширение НАТО и возглавляемые США военные альянсы, как мы это видим. По мере того как ситуация на местах будет становиться все более и более тяжелой, они добавят несколько тезисов, выражающих сочувствие украинскому народу.

Китай — очень эгоистичная, очень прагматичная великая держава. Для Китая невмешательство означает невмешательство в дела Китая. Китай сам постоянно вмешивается в дела соседей, вводя санкции, например, против Южной Кореи и Австралии.

Между тем отношения Китая с Россией очень важны для Пекина. Россия, ставшая нестабильной или присоединившаяся к прозападному, антикитайскому лагерю, была бы стратегическим кошмаром. Так что китайские лидеры видят сейчас много возможностей.

Если Запад скажет: «Вы должны поддержать нас в борьбе с Россией», они скажут: «Мы поддерживаем территориальную целостность, невмешательство и мир». Если Запад скажет: «А как насчет угрозы России международному порядку, основанному на правилах, возглавляемому США?» Китай скажет: «Мы поддерживаем территориальную целостность, невмешательство и мир».

Китайцы будут соблюдать букву санкций, потому что не хотят еще больше портить свои отношения с Западом. А пока они будут наблюдать со стороны, как российская экономика переживает свободное падение.

Только когда Россия достигнет дна, активная фаза войны закончится, все санкции будут введены, и экономическая ситуация в России станет ужасной, какой она давно не была,— в этот момент Китай сможет полностью понять ситуацию, и тогда он вмешается.

В этот момент возможности для Китая будут огромны, полагает Габуев. Россия уже давно неохотно продает Китаю свои самые современные военные технологии. Но скоро у Москвы не будет другого выбора. Россия также неохотно заключает много сделок с юанем, потому что он не полностью конвертируется. Теперь у России не будет другого выбора, и юань станет валютой по умолчанию в китайско-российской торговле.

Одновременно, Китай видит, что Соединенные Штаты отвлеклись — эта война поглотит остаток президентства Байдена. И если Байден не добьется успеха в реализации своей внутренней повестки дня, разногласия и другие внутренние проблемы Соединенных Штатов будут только усугубляться, что также сыграет на руку КНР.