ФОТО: NELSON ANTOINE / SHUTTERSTOCK.COM

Мы приучены к кризисам. Даже в послевоенное советское время периоды стабильности сменялись тяжёлыми годами, что уж говорить о свободном рынке с его невидимой рукой в наших карманах? Основываясь на опыте прошлых лет, Царьград даёт шесть советов о том, как пройти через трудности – с поднятой головой, а не поднятыми руками.

День спекулянта

У моей жены день рождения – в аккурат между «гендерными» праздниками. Время выбирать подарок, каких-то особых идей нет, надо бы пройтись по реальным магазинам. Захожу в не самое пиковое время в магазин техники, и – мама дорогая – да тут, кажется, новые айфоны за полцены выбросили, не иначе. Надел очки – нет, не айфоны. Просто люди скупают всё что попало перед подорожанием, которое, к слову, некоторые сети – не иначе как для поддержания бодрости духа у населения – объявили официально. Может быть, в честь такой откровенности официально назвать 25 февраля Днём спекулянта?

Ещё один востребованный ныне товар – наличные деньги. 24 февраля жители России поставили рекорд почти двух последних лет по спросу на банкноты. Физические и юридические лица за один день сняли со счетов более 100 миллиардов рублей (включая эквивалент в валюте). В последний раз такой скачок интереса к хрустящим купюрам был зафиксирован в конце марта 2020 года, когда на фоне страха перед пандемией доходило до 150 миллиардов в день.

Цифр по Украине у нас нет, но полагаем, что там – при гораздо меньших объёмах экономики – спрос на наличные был никак не ниже.

Логика людей, переживших сгорание советских вкладов и обман дефолта, понятна: в любой непонятной ситуации снимай деньги – потом могут не отдать. Но насколько рационально такое поведение сегодня? И как вообще себя вести в ситуации, когда вокруг только и разговоров, что об «адских» санкциях, когда памятны ещё и обвал 2008-го, и холодная (на Донбассе – горячая) война 2014-го?

Счёт или наличные?

Часть русских банков попала под санкции разной степени суровости. Самые жёсткие ограничения коснулись пяти – ВТБ, Совкомбанка, Новикомбанка, Промсвязьбанка и «Открытия». С ними перестанут работать мобильные платёжные системы (кроме SberPay, на Западе, увы, неизвестного), их карты перестанут принимать за рубежом. Если вы собираетесь за границу – да, вам нужны наличные или карта другого банка. В России проблем не будет – правительство чётко объявило о поддержке этих финансовых организаций, их работа внутри страны никак не поменяется. Ограничения по операциям с валютой также маловероятны: слишком много людей пострадали бы при таком решении.

Ответ: Не менять тактику сбережений.

Купить, пока не подорожало?

Удивительная у нас страна, конечно. Постоянные разговоры о всеобщей бедности, но стоит грянуть кризису – как народ сметает с полок всё, имеющее хоть какую-то ценность, лишь бы не остаться с дешевеющими рублями. Осень 2014-го буквально озолотила продавцов техники (от миниатюрной до автомобильной) – шквал продаж возможен и сейчас.

На сей раз санкции попали на неудачное для покупателей время – во всех магазинах «скидки к 23 февраля и 8 марта», что на деле означает самый высокий пик цен в году. Что ж, если есть запас денег и есть потребность именно купить (а не «инвестировать») что-то – почему нет. Но вообще будем честны: бережливость сейчас актуальна как никогда. Даже подешевевшие рубли вам ещё ой как пригодятся.

Ответ: Не покупать ничего ненужного. Продать потом не сможете.

Скупать ли валюту?

Доллары, евро и юани как способ инвестиций ничем не хуже любых других – исключая тонкий аспект патриотизма. Пока неясен послевоенный расклад на Украине и масштаб западных санкций, рубль будет крайне нестабилен. Можно поиграть в игру «угадать минимальную стоимость», но вспомните, сколько людей в декабре 2014 года затоварились долларами по 80 рублей – и как они ругали себя после. Кроме того, любой розничный обмен валюты связан с явной или скрытой комиссией – никто не будет работать бесплатно.

Ответ: На ваше усмотрение.

Во что инвестировать?

Летом 2014 года автор этих строк выступал на одной из конференций по недвижимости. Цены на жильё ещё не упали, и всех, собственно, интересовал именно вопрос – упадут или нет, об этом и велись горячие дискуссии. Я исходил из того, что какой бы ни была международная ситуация, другого сколько-нибудь доступного объекта для массовых инвестиций в России нет, поэтому спрос всё равно будет сохраняться, а с ним и цены. Оказался и прав, и неправ: лихорадка скупки жилья действительно только нарастала, но долларовые цены вместе с рублём рухнули в два раза – застройщикам волей-неволей пришлось умерить свои аппетиты.

В целом квартиры и должным образом оформленная земля – хорошие вложения. Но, пожалуйста, не коллекционируйте квартиры только для того, чтобы сдавать их мигрантам.

Любители поиграть на фондовой бирже, думается, многое переосмыслили уже в январе, не говоря о последних днях. И при стабильности, и во время кризисов в этом море крупная рыба всегда сожрёт мелкую – может быть, не сразу, но совершенно неизбежно.

Ответ: Инвестируйте только в то, в чём реально разбираетесь. Если хотите помочь стране – купите облигации федерального займа для населения, это надёжный продукт (да-да, даже в 1998-м с населением по ним расплатились), но вынужденная нестабильность рубля может сделать процент по облигациям ниже инфляции. А лучше всего инвестировать в собственных детей.

Как приблизить нормализацию ситуации?

Более чем 99% людей самых разных взглядов, вкусов, языков, рас и ориентаций хотят жить спокойно и безопасно. Для этого нужна стабильность. Но стабильность не появляется сама по себе; более того, её не добиться на избирательных участках или в социальных сетях. Стабильность – это способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым. Чтобы это необходимое у нас было, надо его производить. А чтобы захотелось производить, нужен спрос.

Отсюда ответ: Покупайте русское. Понимаем, что сложно, тяжело, непривычно, а иногда и невозможно. Покупайте легальные русские товары, запретите себе на какое-то время Aliexpress и eBay, дайте нашему производству шанс.

Если кому и суждено разориться, то пусть это будут купцы-перекупщики, а не промышленники.

Оставаться ли в России?

Если этот вопрос возник – нет, по возможности уезжайте.

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ