ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР МАРАТ ХУСНУЛЛИН — ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ЛОББИСТОВ ЗАВОЗА МИГРАНТОВ В РОССИЮ. ФОТО: RUSSIAN GOVERNMENT / GLOBALLOOKPRESS, KATVIC / SHUTTERSTOCK.COM

Миграционная политика вызывает слишком много вопросов, в том числе потому что у мигрантов есть своё лобби. Одним из главных лоббистов завоза мигрантов в Россию является вице-премьер Марат Хуснуллин. Его тезисы в эфире Царьграда оценил депутат Олег Нилов, указав, в чём лукавство правительственного чиновника.

Интересно, что сам Марат Хуснуллин утверждает, что он «против мигрантов», но что с ними делать и как без них возводить жильё?

Когда я говорю про 5 млн трудовых ресурсов, это не значит, что это дешёвая рабочая сила. У нас сколько человек умерло за последние 2 года трудоспособного населения? Кто в стране будет работать? Я ставлю вопрос о том, что в перспективе нескольких лет нам надо определиться с трудовыми ресурсами. И с высокопрофессиональными – это возврат наших соотечественников из-за рубежа. Это переобучение, по которому мы готовим программу. Это и дешёвая рабочая сила. Давайте правде в глаза смотреть. Мигрант сегодня работает на 50% больше россиянина и получает на 30% меньше,

– сказал вице-премьер. По его мнению, проблему дефицита трудовых ресурсов можно решить без мигрантов, если увеличить зарплату в отрасли и повысить производительность труда, а это требует системных вложений:

Это всё в наших руках, как примем решение, так и будет. Я говорю о цивилизованной, организованной миграции – по жёстким правилам и под контролем. Всегда привожу в пример Дубай – там миллион арабов, 8 млн мигрантов и 12 млн туристов. Доходы от нефти только 14% остались, всё остальное – не нефть.

Вместе с тем он допустил «цивилизованную, организованную миграцию под жёстким контролем».

Перенимайте опыт Эмиратов – отвечайте за каждого мигранта!

Эту тему в программе «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько обсудил с депутатом Госдумы Олегом Ниловым.

Юрий Пронько: Заявление господина Хуснуллина по поводу мигрантов странно выглядит на фоне чуть ли не ежедневных сообщений о преступлениях, совершаемых «гостями», как и о конфликтах, участниками которых они становятся. При этом вице-премьер, заявляя, что он «против мигрантов», говорит, что «5 миллионов человек надо ввести», иначе его радужные планы по строительству не осуществятся. Как вы прокомментируете это заявление?

Олег Нилов: Я не верю, что господин Хуснуллин действительно против тех самых мигрантов, которые прибывают к нам в последние десятилетия, и прежде всего из стран Средней Азии – Узбекистана и Таджикистана.

Да и его подача – мол, против мигрантов, а кто будет работать, давайте поднимать для наших людей зарплату до нормальной – не вызывает доверия.

Так давайте же поднимать, господин Хуснуллин! Мы давно делали такие предложения и говорили о том, что прожиточный минимум не должен быть равен этим позорным 12 тысячам рублей – почти как пайки для ослика в Московском зоопарке.

Он говорит, что рабочих рук в стране не хватает? Так это ложь. Вы посмотрите, какая колоссальная безработица у нас на Северном Кавказе!

– В Центральной России тоже колоссальная безработица.

– Конечно, за зарплату, на которую соглашаются мигранты, никто не идёт работать. Да и тут вот нестыковочки какие происходят.

Нилов

ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ ОЛЕГ НИЛОВ. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

Президент Владимир Путин дал главе Совбеза Дмитрию Медведеву разработать поправки в миграционное законодательство. И какое было первое заявление господина Медведева? Он сообщил, что количество мигрантов, прибывших в прошлом году в Россию, увеличилось на треть. Господин Хуснуллин об этом не знает, когда говорит, что «мигрантов не хватает», надо бы ещё 5 миллионов завезти?

Одновременно Дмитрий Анатольевич отметил, что есть угроза образования этнических анклавов, и с этим надо бороться, надо что-то делать. А здесь как бы продолжение всей этой истории. Другого выхода, мол, у вас нет. Вы же не дадите 100-200 тысяч  для россиян для работы на стройке. Мы-то дадим, господин Хуснуллин. Это ваше правительство не хочет давать, а мы как раз говорим, что надо дать, и таким образом решить вопрос.

Если бы господин Хуснуллин был просто министром строительства, ещё было бы понятно. Но он же вице-премьер, и он должен немного шире смотреть на те проблемы, которые создают трудовые мигранты, которые приезжают из стран Азии, а немножко поработав на стройке, перемещаются, в лучшем случае, в доставку, в такси, на рынки.

А в худшем случае – идут на большую дорогу, занимаются фальсификатом, его продажей и даже откровенным криминалом. За это кто будет отвечать и кто будет нести персональную ответственность?

Хорошие предложения прозвучали, в том числе и моё, которое я главе МИД Сергею Лаврову озвучил: давайте перенимать опыт стран Персидского залива. Да, там на каждого гражданина иногда 8-9 трудовых мигрантов приходится, но никаких проблем нет. Потому что те, кто приглашают, несут персональную ответственность за каждого приехавшего трудового мигранта. И не важно – юридическое это лицо или физическое, но они отвечают не только за труд приехавших, за обеспечение их достойной зарплатой, достойным жильём, но и за их поведение в свободное время.

А любой, кто решил уйти с работы, сразу депортируется, а не пускается в свободное плавание, как у нас. А если господину Хуснуллину нужно 5 миллионов мигрантов, то ему лично надо за этих людей нести персональную ответственность. А мы будем ему сообщать об этих многочисленных ежедневных преступлениях.

Не мигрантов надо обустраивать, а нормальные зарплаты русским мужикам платить

– Как вы считаете, он случайно или нет привёл эту пропорцию один к восьми? Это для него оптимальный вариант?

– Нет, он говорит, что эти 5 миллионов мигрантов для России – вообще ничего, а вот в других странах…

– Он бы ещё больше завёз?

– Конечно. При таких-то законах – пожалуйста, везите ещё больше. Но только обеспечьте им действительно достойные условия, зарплату, общежитие с нормальным питанием, чтобы они не жили в «резиновых» квартирах.

Если все эти расходы подсчитать, то получится на каждого по 100-200 тысяч. А за такую зарплату точно согласятся работать наши мужики.

– Он так и сказал, что мигранты сегодня работают на 50 процентов больше российских граждан и получают на 30 процентов меньше. Это же прибыль тех, кто находится в управлении господина Хуснуллина – девелоперов и строителей. 

– Это прибыль по законам волчьего капитализма, в котором мы живём. А господин Хуснуллин, похоже, хочет построить пусть и развитой, но феодализм. Чтобы люди работали за еду, одежду и лачугу. Вот куда он клонит – а иначе никак, говорит он.

А надо те деньги, которые сегодня складируются, а в худшем случае вывозятся коррупционерами, миллиардерами, их и надо направить на зарплату.

– То есть Хуснуллин лукавит, когда говорит, что без мигрантов нам прожить невозможно?

– Конечно.

– Но он объясняет это тем, что вводится много жилья, мол, самый большой объём за всю историю нашей страны, включая даже советский период, – 92 миллиона 600 тысяч квадратных метров.

– Это тоже статистика. Для кого вы ввели это жильё? Для кого построили, чьи деньги вложены туда? Кто на этом хочет получить прибыль, вкладывая деньги не в банк, а в эти квартиры? Это ведь никак не меняет ситуацию с обеспечением жильём нуждающихся. Так что это тоже лукавство.

Господин Хуснуллин говорит: спрос на индивидуальное жильё растёт. Но для него, для лоббируемого им сектора застройки городов человейниками – это катастрофа. А ведь действительно, сегодня 70% граждан не хотят жить в этих ипотечных квартирах.

Кому нужны человейники? Лучше раздайте землю людям, пусть строятся

– Кудрово под Петербургом – это просто песня, там 20 с лишним тысяч жителей, а такси от подъезда до подъезда 200 рублей.

– Вполне понятно желание людей получить свой участок земли и построить свой дом под доступную льготную ипотеку под 2-3% лет на 20. Желающих миллионы, а правительство против. Почему? Потому что тогда придётся дать людям землю.

Гектары надо раздавать не на Колыме или в Арктике, а в центральных областях, где свободной земли – просто завались. У нас десятки миллионов гектаров бывших пахотных земель зарастает лесом под аплодисменты «зелёного» лобби имени Чубайса.

Что предлагается сделать с этой землёй? Предоставить частным владельцам этой земли возможность выращивать частные леса. Но нам же нужно «зелёную» повестку выполнять, нужно же карбоновые эти все игрища поддерживать таким образом. Тайга горит миллионами гектаров, вырубается миллионами гектаров, а вот сельскохозяйственную землю в центральных районах мы будем лесом засаживать, это будут частные леса.

Это ли не вредительство? Эту землю нужно изъять немедленно, конфисковать у этих горе-собственников и раздать людям, чтобы они там строили своё жильё, свой отчий дом.

– Но человейники же выгоднее строить – какая там сверхприбыль получается!

– Посмотрите, квартира в человейнике стоит 7-10 миллионов рублей. А дом площадью в 2-3 раза больше можно построить за 2-3 миллиона и отдать в ипотеку на 20 лет. А если ещё и семья многодетная, можно скидочку предложить в 50%. Вот куда нам надо двигаться. А эти урбанисты говорят: создадим в России 10-15 агломераций и заживём счастливо в этих человейниках.

– Но сами-то они живут не в человейниках.

– Конечно.

– Как вы думаете, мы сможем преодолеть Хуснуллина и это девелоперско-строительное лобби?

– Нас 70%, люди добрые!

– А у них бабки, которые они контролируют.

– Отвечу, как в «Брате» – не в деньгах сила, а в правде. Вода камень точит, и я уверен, что в ближайшее время землю придётся отдать народу. Хотя бы по гектару каждому. И не где-то далеко, а здесь. Многие люди, получив землю, обретут смысл жизни, обретут свободу. Что бы ни случилось – мы себя прокормить сможем. Пусть не все на землю пойдут, но хотя бы два-три миллиона семей, и вы увидите, какой пример для других будет. Вот такой может быть нацпроект.

ФОТО: ZAMIR USMANOV/ GLOBALLOOKPRESS

Ужесточите законы – мигранты сразу станут ласковыми

– Чем, на ваш взгляд, закончится эта история с гастарбайтерами? Завезёт он эти пять миллионов? Они же предлагали даже чартерные поезда запустить.

– Я уверен, что проблему можно решить через ужесточение миграционного законодательства, в том числе через введение трудовых виз. Да, можно взять в пример те же Эмираты. Там есть трудовая виза, ваучер-вызовы, контроль за перемещением мигрантов, особые общежития и персональная ответственность работодателя.

Если в Эмиратах трудовой мигрант попробует подойти к женщине, чтобы спросить, как пройти в библиотеку, он может нарваться на штраф в 10-15 тысяч дирхамов (примерно 4 тысячи долларов – ред.).

А если оскорбит как-то или, не дай Бог, изнасилует – то всё, смертная казнь. Вот если такие у нас сделать ужесточения, то, я вас уверяю, все мигранты сразу станут добрыми и ласковыми.

– То есть даже такие доходчивые меры нужны?

– Конечно, только ответственность вот такая, вплоть до высшей меры наказания, может поставить всех в рамки. И почему мы говорим только о Средней Азии? У нас, допустим, на Дальнем Востоке работали корейские рабочие – они очень дисциплинированные, но тут причины понятны – у них есть комиссар, есть спецработники. Они чуть ли не строем ходили – домой, на работу, на политинформацию. И не было никаких с ними проблем, зато максимум пользы. Даже китайцам это не снилось, не то что таджикам.

Теперь их нет – мы выполняем санкции против КНДР. Но почему? Это же не вооружение или серьёзные технологии, по которым санкции надо действительно выполнять.

Но при чём тут трудовые мигранты, которые приезжают к нам для того, чтобы заработать на чашку риса своей семье. Это уже перебор. Почему этих мигрантов на Дальнем Востоке мы не используем? Хватит уже прыгать на задних лапках перед американцами, которые вводят санкции такие, сякие против нас каждый день через день, а мы выполняем.

В человейники надо селить депутатов и архитекторов – пусть прочувствуют

– Потому что в правительстве сидят такие, как Марат Хуснуллин или министр строительства Ирек Файзуллин. У меня вообще есть вопрос, по какому принципу Марат Шакирзянович себе подчинённых назначает. Надеюсь, что по профессиональному всё же. Ещё меня удивляют победоносные реляции о том, сколько льготных ипотечных кредитов было выдано. Но тут идёт подмена понятий. Мы дотируем банки и говорим, что это льготная ипотека. А с другой стороны, загоняем людей на 15-20-30 лет в долговую кабалу. И ладно бы за действительно индивидуальное жильё, а вот за это уродство низкокачественное! Но вы убеждены, что это возможно преодолеть?

– Я думаю, что можно. Все эти халупки в человейниках пригодны только как временное жильё для студентов, пока они учатся, для молодых специалистов на первое время. В конце концов – для трудовых мигрантов, которых можно привозить не только из Азии.

– По-моему, для них и строят.

– Есть же восточные трудовые мигранты. Давайте приводить украинцев, белорусов, молдаван, немцев, чехов… Раньше Россия именно таких трудовых мигрантов привлекала.

– Почувствуйте, как качество трудовой миграции изменилось. А сейчас Хуснуллин просто прикрывается цифрами. Выходит на самый верх и говорит: меня критикуют, а я сто миллионов квадратных метров построил. А дальше начинаются рассуждения – для чего построил, как построил. В Москве и Петербурге уже есть районы, которые можно назвать национальными анклавами или анклавами мигрантов. Это касается и других городов-миллионников.

– Надо туда депутатов селить – избрался от этого района или региона – будь любезен, вот здесь и проживай, но не в своём коттедже за забором. Идите в гущу народную, и будете тогда лучше понимать народные проблемы.

А в такие места, как Кудрово или Новые Ватутинки, было бы неплохо авторов этих проектов поселить – архитекторов и тех, кто всё согласовывал. Пусть поживут.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА