Общая ситуация в Казахстане характеризуется внешней стабилизацией внутриэлитной конфигурации в республике (хотя война казахских элит далека от завершения), которая позволяет приступить к проведению системных изменений по политической реформе и по снятию накопившегося социального напряжения в социуме и преодолению диспропорций социально-экономического развития.

Тем не менее проблема межэлитного конфликта не только не решена, но и имеет неблагоприятный прогноз активизироваться.

Москва не хотела бы такого сценария, учитывая намерение гарантировать клану Назарбаева спокойное существование. При этом, сам Токаев и стоящие за ним прокитайские кланы скорее хотели бы получить согласие Москвы на более решительную зачистку элиты.

Москва ожидает усиления активности Казахстана в процессах евразийской интеграции, а также в рамках формата двухсторонних отношений.

Эксперты указывают, что К.-Ж. Токаев безусловно признает приоритетное значение России для Казахстана, однако китайский вектор рассматривает как сущностный и перспективный.

Китай предпочитает вкладывать в инфраструктурное развитие Казахстана, что является свидетельством долгосрочных планов. В этой ситуации геополитический вектор Казахстана находится между Россией и Китаем.

От Токаева ждут подтверждения ранее достигнутых неформальных договоренностей по крупным совместным экономическим проектам. Прежде всего, это строительство «Росатомом» АЭС в Казахстане, по поводу которой есть пока только устные договоренности. Также речь идет о расширении участия российской стороны в процессе создания электронного правительства, по поводу которых есть предварительные соглашения. Помимо этого, будут обсуждаться новые проекты, направленные на укрепление интеграционного потенциала и участие в проектах ВТС.

Москва также будет внимательно следить за контактами Казахстана с Турцией.

И не заинтересована в намерении Казахстана развивать предложенное Турцией силовое измерение под эгидой Организации тюркских государств. Вероятно, действующий президент также попытается снять озабоченность Москвы в связи с ростом казахского национализма, заверит в том, что статус русского языка останется неизменным, а русскоязычное население не будет притесняться. Но сам вектор национализма системно поддерживается командой Токаева.

Эксперты осторожно констатируют определенную позитивную динамику и отмечают, что в рамках последней волны назначений в органы власти пришло довольно много лояльно настроенных к Токаеву людей с русской идентичностью.

«Токаев не самая лучшая фигура. Москва изначально не слишком серьезно воспринимало его, считая флюгерным политиком. У Токаева хорошо получается говорить одно, а делать совершенно другое. Просчитать его позицию и стратегию весьма сложно; он сторонник многовекторности и сложных комбинаций. Станет ли он надежным партнером для России покажет время. Но у Москвы все еще остается в резерве потенциал дружбы с кланом Елбасы и лояльными ему группами»,- считают аналитики.

НЕЗЫГАРЬ

***

Визит Токаева в Москву оказался чисто протокольным мероприятием. Никаких значимых документов по итогам переговоров с Путиным в Кремле подписано не было. На итоговой пресс-конференции казахский лидер отчитывался перед журналистами, не отрываясь от бумажки, Путину же было явно скучно.

Однако именно такие итоги визита Токаева в Москву не должны удивлять. Съездив на прошлой неделе в Пекин на открытие Олимпиады и пообщавшись с товарищем Си, по возвращении в страну Токаев неожиданно перенёс анонсирование «политических реформ» с осени на март. «Китайский поводок» у Токаева после визита в Пекин явно укоротился, так что с Россией Казахстан при Токаеве будет явно соблюдать установленную Китаем дистанцию. При следующем запросе от Токаева на ввод войск ОДКБ Кремлю стоит эту дистанцию учитывать, соизмеряя ее со временем своей реакции на этот запрос.

Чисто для фиксации

Источник