ФОТО: СЕРГЕЙ САВОСТЬЯНОВ / ТАСС /GAIDARFORUM2022

Банк России дал развёрнутый комментарий о необходимости введения радикальных ограничений в отношении криптовалют. Сама по себе инициатива ЦБ не может быть оценена однозначно, однако аргументы, которые приводит ведомство Эльвиры Набиуллиной, попросту циничны и возмутительны. Оказывается, именно «крипта» виновата в оттоке капиталов за границу, в перетоке денежных средств с банковских депозитов в рискованные активы, а также в слабом рубле. А мы-то думали.

Центральный банк выступил с радикальными предложениями по поводу регулирования рынка криптовалют в России. Главный финансовый регулятор хочет запретить майнинг, обмен «крипты», использование её в качестве платёжного средства. В то же время речь о полной блокировке покупки и продажи криптовалюты пока не идёт. Правильно ли это, сказать трудно, особенно неспециалисту. Нас в данном случае интересует другое – предельно циничное обоснование за авторством Банка России.

ЦБ заявляет, что массовая покупка нашими соотечественниками криптовалюты может привести к оттоку капитала из России и резкому ослаблению курса национальной валюты. Прочитав это, так и хочется воскликнуть: Эльвира Сахипзадовна, вы ли это? Неужели на Неглинной обратили внимание на такие проблемы, как бегство капитала из страны и нестабильность рублёвого курса? Увы, нет, сказано это, что называется, для красного словца. Очевидно, все эти проблемы имеют гораздо более глубокие корни.

У каждой проблемы есть фамилия, имя и отчество

Неконтролируемый отток средств за рубеж – прямое последствие постыдного шага Алексея Кудрина и системных либералов, которые в 2006 году убрали все ограничения на передвижение капиталов внутри страны и за её пределами. Сейчас глава Счётной палаты публично гордится той «реформой», а между тем именно она является причиной бегства денег в кипры и люксембурги. С 2005 года, только по официальным данным, из России вывезли 750 миллиардов долларов – 60 триллионов рублей по текущему курсу. За эти деньги можно было провести как минимум сто (!) этапов расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Отток за прошлый год – 72 миллиарда долларов. Наверное, во всём виновата криптовалюта. Так и запишем. Не Кудрин и не либералы в правительстве.

Сдерживание рубля тоже никакого отношения к «крипте» не имеет. Национальная валюта существенно недооценена из-за бюджетного правила, и это не досужие домыслы. Данный факт признаётся не кем-нибудь, а главой Министерства финансов Антоном Силуановым – об этом руководитель ведомства заявлял ещё в 2018 году.

Холодным цинизмом веет и от следующих слов Банка России:

Рост популярности криптовалют увеличивает риск перетока средств из банковских депозитов в криптовалюты, так как последние могут казаться инвесторам более привлекательными с точки зрения доходности.

Господа и дамы из ЦБ, а кто все эти годы способствовал перетоку денег из банковских депозитов в фондовый рынок, не вы ли часом? В результате из-за агрессивных действий иностранных спекулянтов тысячи наших сограждан потеряли деньги, а в выигрыше оказались нерезиденты (главным образом, из США, Великобритании и Канады), фактически полностью контролирующие отечественный рынок ценных бумаг. Откуда такие двойные стандарты? В сфере криптовалюты «вижу», на фондовом рынке «не вижу».

Эльвира Набиуллина видит существенный риск «подрыва денежного обращения и утраты суверенитета национальной валюты». Только это не риск, это реальность, в которой мы живём благодаря многолетним стараниям госпожи обер-банкира. Русская экономика крайне недофинансирована, нужное количество денег не печатается из-за «опасности раздувания инфляции» (аргументы о необходимости строгой и ограниченной эмиссии с ходу отвергаются). Монетизация национального хозяйства России – жалкие 48–52%. При этом аналогичный показатель в экономике Германии – 93,3%, Соединённых Штатов Америки – 101%, Китайской Народной Республики – 242%. Рубли печатаются главным финрегулятором под американскую и европейскую валюту – отечественный финансовый сектор, таким образом, попросту пляшет под дудку Бреттон-Вудской системы. Поэтому говорить о каком-либо суверенитете ЦБ смешно. Это не более чем филиал Международного валютного фонда на нашей территории.

Ну и, наконец, «новинка сезона – арфы нет, возьмите бубен»:

Вследствие перетока капитала из традиционной финансовой системы на криптовалютный рынок существует риск снижения объёмов финансирования реального сектора экономики,

– сетует Центробанк.

Подопечные Эльвиры Сахипзадовны вспомнили о существовании реального сектора экономики? Не прошло и столетия, браво! Вся политика ЦБ направлена против его развития, на встраивание России в «мировую систему разделения труда», что в переводе означает признание нами статуса бензоколонки для «золотого миллиарда». По факту криптовалюта не имеет ровным счётом никакого отношения к регулярному повышению ставки рефинансирования, отказу от ограниченной эмиссии под самые перспективные и социально значимые инфраструктурные проекты, стимулированию оттока капитала.

Что с того?

Есть ли хоть какое-то здравое зерно в словах Центробанка по поводу «крипты»? Безусловно. Криптовалюта действительно осложняет борьбу правоохранительных органов с отмыванием денег, незаконными денежными операциями, облегчает финансирование запрещённых экстремистских и террористических организаций, структур, признанных на территории России иностранными агентами. «Крипта» – серая зона. Поэтому её следует регулировать. Но чего точно не надо делать, так это заниматься циничной словесной эквилибристикой и издеваться над людьми. Ведомство Эльвиры Набиуллиной чётко раскладывает по полочкам основные макроэкономические проблемы и винит в них криптовалютный рынок. Форменная издёвка.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ