Токаев поблагодарил «Лично президента Путина» и демонстративно проигнорировал армию и силовиков. О Елбасы президент Казахстана молчит оглушительно громко.

Видимо, что-то однажды произошло между Путиным и Назарбаевым, что история казахстанской государственности заканчивается именно таким драматическим образом.

Это демонстративное уважение и сыновняя почтительность, которое российский президент щедро выказывал старому хану вплоть до их последней встречи в Санкт-Петербурге. Исключительная аккуратность российского МИДа и госпропаганды, которые десятилетиями игнорировали абсолютно русофобский характер назарбаевского режима и делали ритуальные «ку» при всяком упоминании «верного и надежного союзника Москвы». ФСБ, которая закрывала глаза на то, как эмиссары Назарбаева годами «выкупали» общественное мнение России.

И ровно в тот момент, когда у кровати умирающего старика началась драка за завещание, а картина «современного и динамичного Казахстана» в мгновение ока превратилась в пылающую фанерную декорацию, Кремль нанес молниеносный удар.

Никаких силовиков в Казахстане нет. Туземные части генералу Сердюкову только предстоит сформировать, вооружить, принять присягу на верность и отправить в карательные экспедиции. Ловить басмачей в степи — не царское дело…

А Русская армия берет под охрану стратегические объекты — аэропорты, урановые шахты, нефтяные скважины, газокомпрессорные станции и химические заводы. А еще — трубопроводы и дороги.

Дальше будет самое интересное.

Казахстан — типичная африканская колония, ресурсы которой были переданы для разработки транснациональным компаниям. Везде есть доля Назарбаевского клана.

Осторожная реакция Запада и на мятеж и на русскую интервенцию объясняется, во-первых, заботой о собственных экономических интересах, но не только.

Главная причина — это осознание того факта, что Россия вчера захватила контроль над стратегическим китайским транспортным коридором — «Новый шелковый путь».

Альтернативой для Запада была фактическая аннексия Казахстана Китаем и его прямой выход на побережье Каспия. После смерти Елбасы этот сценарий становился неизбежным.

Теперь Путин контролирует Таджикистан, Киргизию и Казахстан. Узбекистан находится в географическом тупике. Афганистан, как альтернативный транспортный коридор — так себе вариант.

Я это к тому, чтобы было понятно, насколько меняется геополитическая диспозиция после того, как Россия установит протекторат над Казахстаном.

После Назарбаева придет обязательно и очередь Алиева.

Никто в Москве не забыл ни совместного с Эрдоганом парада в Баку, ни святотатственной апроприации термина «Великая Отечественная война», которой азербайджанский президент посмел назвать свой набег на Арцах.

И не надо теперь делать вид, что он не понимал, почему этого делать нельзя. Понимал, конечно. В МГИМО МИД СССР дураков не брали. Даже если они были сыновьями республиканских секретарей.

Весь проект «Великого Турана» после вчерашних событий превратился в нелепый хипстерский стартап, который теперь можно смело закрывать и фиксировать убытки. Непонятно только из каких денег.

Решит ли Путин «спросить» за предательство с Алиева лично или позволит выпотрошить его Ирану — не принципиально.

МАРДАН