Выводы из официальных заявлений сторон

Нельзя сказать, что переговоры президентов России и США завершились какой-то сенсацией, но всё же определённые выводы из заявлений сторон можно сделать.

Позиция Кремля

Инициатором телефонного разговора стала российская сторона. Москва активно действует последний месяц. В начале декабря президенты уже связывались, а после были предложения от Российской Федерации, которые на Западе восприняли как ультиматум, хотя Кремль настаивает лишь на том, чтобы западные страны придерживались обещаний, которые они дали 30 лет назад — не продвигаться на Восток. Это и был основной тезис, который Владимир Путин вновь озвучил в переговорах с Джо Байденом.

«Подчеркнуто, что результатом совместной работы должны стать твёрдые правовые гарантии, исключающие продвижение НАТО на Восток и размещение угрожающих систем вооружения в непосредственной близости от российских границ», — говорится в официальном сообщении на сайте Кремля.

При этом российская сторона подтвердила, что переговоры состоятся сначала в Женеве 9–10 января, а затем в рамках Совета Россия-НАТО в Брюсселе 12 января. 13 января начнутся дискуссии и в ОБСЕ. До этого эти даты озвучивал Запад, но Москва только сейчас подтвердила эту информацию.

Согласно тексту на сайте Кремля, США пообещали не размещать наступательное вооружение на территории Украины. Как заявлял неоднократно президент Российской Федерации, это также крайне важно для Москвы, так как это угрожает безопасности России.

Позиция Белого дома

На сайте Белого дома размещено предельно лаконичное сообщение, в котором лишь в общих чертах идёт речь о том, о чём говорили президенты.

«Президент Байден призвал Россию к деэскалации напряженности в отношениях с Украиной. Он ясно дал понять, что Соединенные Штаты и их союзники и партнеры будут решительно реагировать, если Россия продолжит вторжение в Украину», — сказано в тексте от Белого дома.

Также в сообщении сказано, что в США отмечают прогресс в диалоге между странами. После официальный комментарий дала пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки, которая подробнее рассказала о прошедших переговорах.

«Президент Джо Байден изложил два пути, два аспекта подхода США, которые зависят от российских действий в предстоящий период. Первый — это путь дипломатии, ведущий к деэскалации ситуации. Другой путь в большей степени сфокусирован на сдерживании, включая серьёзные издержки и последствия, если Россия выберет вариант дальнейшего вторжения на Украину», — сказала она.

И тут нужно вновь вернуться к сообщению от Кремля. Оно действительно важно, так как ничего подобного раньше из Москвы не звучало. Многие критиковали российские власти за то, что те не дают жесткого ответа на действия Запада. Во время переговоров Путин ответил на угрозы со стороны Байдена, который заявил, что НАТО укрепит силы и усилит помощь Украине в случае эскалации.

«С российской стороны был дан исчерпывающий ответ на вновь упомянутый Джозефом Байденом вариант принятия «масштабных» санкций против России в случае эскалации ситуации вокруг Украины. В частности, сказано, что это стало бы серьёзнейшей ошибкой, фактически грозящей полным разрывом российско-американских отношений», — сказано в сообщении на сайте Кремля.

Переводя на простой язык – Россия готова к прекращению двусторонних отношений с США, если Вашингтон решит вновь вводить какие-то санкции из-за Украины.

Два пути развития ситуации

Какие же выводы можно сделать, исходя из имеющейся информации? Тексты публичных заявлений общие, без подробностей, хотя и есть интересные аспекты. Очевидным стало то, что Украина в руках США — всего лишь инструмент для воздействия на Россию. Это было понятно и раньше, но сейчас это уже настолько очевидно, что глупо было бы это отрицать. Поэтому так долго и планомерно Запад информационно раскачивает «вторжение России на Украину».

Москва же в очередной раз говорит на другую тему — о собственной безопасности. НАТО подобралось к российским границам, и логично, что Кремль переживает на тему собственной безопасности. России важно получить юридически подтверждённые гарантии того, что НАТО прекратит своё продвижение на Восток, но США продолжают гнуть свою линию, на что получили конкретный ответ — в случае введения каких-то санкций из-за Украины, можно забыть о двухсторонних отношениях между двумя сверхдержавами.

И тут нужно вспомнить то, о чём говорится в заявлении Джен Псаки. Есть два пути — дипломатический и сдерживания. Говоря прямо, мирный вариант и военный. Но сейчас пока рано говорить о том, что же конкретно произойдёт. Озвучены предположительные действия со стороны каждой из сверхдержав. Осталось дождаться саммитов, которые состоятся в середине января. От их исхода будет зависеть, чем в итоге обернётся сложившаяся ситуация.

Что же касается Украины и конфликта в Донбассе, то тут и станет ясно, что же ждёт нас в 2022 году. Дипломатический вариант будет предполагать, что Украину заставят выполнять Минские соглашения. Причём будет недостаточно просто пустых заявлений, а необходимо будет продемонстрировать реальные действия. Сомневаюсь, что это ограничится исключительно показным обменом удерживаемыми лицами или отведением техники на тех участках фронта, где и так особых столкновений нет. Нужны будут серьёзные шаги по мирному пути. Путь «сдерживания» может означать только одно — новый виток конфликта со всеми вытекающими последствиями. Вполне вероятно, что это может закончиться лишением Украины её государственности, о чём также заявлял Путин.

Россия уже показала, что готова вести себя жестче, чем это было ещё год назад. Сложно было представить, чтобы РФ заявила ещё год назад о том, что готова прекратить любые контакты с США, если те вновь введут санкции. Что уж и говорить о том, если Запад окажет посильную помощь в вооруженном конфликте.

Денис Григорюк