Президент Зеленский организовал предновогодний террор против оппозиционных СМИ. Вместо ожидаемого закрытия каналов Петра Порошенко, которому предъявлено обвинение в госизмене, глава государства вновь отыгрался на ОПЗЖ.

Под каток репрессий попали уже новые владельцы телеканалов «Первый независимый» и UkrLive, созданных вместо холдинга «Новости». Причем, в отличие от прошлой публичной расправы, на сей раз СНБО действовал подпольно: заседание Совбеза не афишировалось. О его результатах тоже нет никакой информации, кроме упоминания в указе Зеленского решения СНБО, опубликованных Офисом президента на сайте.

Напомним, почти год назад президент начал борьбу с олигархами в лице кума Путина и ввел в действие решение СНБО о применении санкций против нардепа Тараса Козака и телеканалов из орбиты Виктора Медведчука – 112 Украина, NewsOne, ZIK. Основанием для санкций стало расследование СБУ о схемах с поставками угля с оккупированных территорий Донбасса. Правда, доказательств так и не нашли, дела сегодня разваливаются в суде.

На этом фоне, в сентябре вышли в эфир сразу два телеканала — «Первый независимый» и UkrLive, акции которых купил коллега Медведчука, депутат ОПЗЖ Нестор Шуфрич. И хотя сам кум Путина продолжает находится под домашним арестом, влияние на информационную сферу он пытается сохранять. И довольно успешно: по данным социологических опросов, ОПЗЖ догоняет партию власти, разрыв между ними составляет около 3%. Видимо, это стало одной из причин, по которой Банковая решила прихлопнуть оппозиционные СМИ.

И как раз «под елочку» Зеленский сделал такой подарок политсиле Медведчука, и зрителям вышеназванных каналов. При этом понимая, что бурной реакции не последует: новогодние праздники «приглушат» общественную и протестную активность. Кто пойдет защищать свободу слова, когда на столе оливье с шампанским? Самое интересное, что атака на оппозиционные медиа произошла почти сразу после окрика из Брюсселя. На прошедшем неделю назад саммите Восточного партнерства в Брюсселе руководители стран ЕС подняли вопрос внесудебной расправы над оппозиционными СМИ в Украине и потребовали от Владимира Зеленского отменить беспредельные санкции СНБО, которыми заблокировали ряд медиа в Украине. Однако, страх перед внутренним проигрышем так велик, что в ОП саботируют европейские рекомендации. Европа далеко, а собственные элиты – рядом, и настроены на перевыборы. Правда, пока что Зеленский преследует исключительно Медведчука, а вот Порошенко или Ахметова «трогает за вымя» очень осторожно, что заставляет задуматься о договоренностях между бизнесменами и ОП.

Источник, близкий к Офису президента, рассказал о подоплеке введения новых санкций Совета национальной безопасности и обороны против оппозиционных телеканалов.

«Против UKRLIVE уже давно готовили введение санкций, потому что он вещал в эфире фактически без ограничений. И воспринимался как серьёзная информационная угроза для власти. Санкции против «Першого незалежного», который уже давно отключили от эфира без всяких санкций, это что-то типа акции устрашения. Почему именно сейчас это произошло? Это ответ Банковой на предложения европейских стран, которые советовали снять санкции с украинских СМИ. Офис показывает, что не хочет делать никаких послаблений. А наоборот — курс ужесточат. На это наложилась ещё сильная обида Зеленского и Ермака на партнёров по «Нормандской четвёрке», которые фактически проигнорировали их «десять шагов по Донбассу». А Россия так и вообще, можно сказать, послала», — объясняют источники.

При этом ТГ-канал «Гавриловщина» считает, что закрытие новых каналов Медведчука – это повышение ставок в торгах с Россией: Зеленский понимает, что Путин не оставит без внимания «вопрос Медведчука», это для него дело чести. Не исключено, что таким способом Киев пытается добиться встречи или переговоров с лидером РФ».

На новогоднее закрытие телеканалов уже отреагировали журналисты и политики.

«Закрытие телеканала UkrLive вскоре после первого выхода в эфир и телеканала «Перший Незалежний» после судебной победы и восстановления спутникового вещания – это очередное циничное и беззаконное внесудебное решение от Совета национальной безопасности и обороны, направленное на установление цензуры в Украине. Подобные действия нельзя объяснить иначе, ведь телеканалы не нарушили ни одного закона, а в случае «Першого Незалежного» — наоборот добились справедливого судебного решения, которое доказало незаконность прежних решений СНБО. Телеканалы были закрыты только потому, что так захотелось людям, занимающим высокие посты», — заявил депутат Шуфрич.

Беспрецедентное уничтожение свободы слова стало привычным в зе- Украине, и доказывает, что власть «ложила» на законы и Конституцию, а «кварталовцы» делают исключительно то, чего сами хотят, без оглядки на юридические нормы. Тем более, что за их действиями нет никакого контроля: общество пассивно, а Западу не до проблем экс-комика.

И как бороться с беспределом? В арсенале оппозиции только цивилизованные методы протеста: суды в Украине и жалобы в международные инстанции.

Чуть более жестко высказался бывший генпродюссер телеканала «112-Украина» Артем Марчевский (по слухам, он родственник Оксаны Марченко, жены Медведчука). Медиа-менеджер назвал Зеленского медиа-террористом и заявил, что человек играющий роль президента снова незаконно ввел санкции против телеканалов Перший Незалежний и UkrLive.

«Считаю такое документирование себя, как преступника перед Новым Годом — прекрасным. Санкции мы переживём, эфир не прекратим. Ещё ни одна власть не выиграла войну с журналистами. А эти и подавно не выиграют. Не самые талантливые и способные», — написал Марчевский. С ним солидарна и бывший депутат ПР, оппозиционный политик Елена Бондаренко.

«Закрыть еще два канала. Поставить женщин на воинский учет. Ты смотри, разошелся. Все равно уже не поможет. Сделает людей лишь злее», — высказалась она о попытках команды Зеленского заткнуть рот всем нелояльным СМИ и журналистам. Причем, надолго – на пять лет.

Санкции ввели против трех юридических лиц, контролирующих медиаресурсы «Первый независимый» и UkrLive. Согласно решению Совбеза украинским должностным лицам запрещено выдавать этим компаниям какие-либо лицензии и разрешения на пользование радиочастотными ресурсами Украины. Кроме того, владельцы этих телеканалов не могут совершать какие-либо финансовые операции на территории Украины и со счетов украинских банков.

Ольга Талова