Если точней, из новых банковских карт жителей полуострова внезапно и шокирующе исчезло изображение моста через Керченский пролив — одного из главных символов «возвращения в родную гавань».

Речь о картах «Мир», которые выдает своим клиентам Российский национальный коммерческий банк, он же РНКБ. По факту это монополист регионального финансового рынка. Под ним практически все крымские деньги, в том числе около двух миллионов банковских карточек простых крымчан и севастопольцев.

Как известно, федеральные банковские структуры напрочь отказываются работать в Крыму. Например, на этой вроде бы российской территории до сих пор нет Сбербанка и ВТБ, привычных для материковых россиян. Жалобы по данному поводу неоднократно поступали в Госдуму и Администрацию президента, однако ничего не меняется. Недовольным ответил сам глава правления ПАО «Банк ВТБ» Андрей Костин: «…Банковский сектор там достаточно закрывают РНКБ и банк «Россия» абсолютно… В принципе, не вижу необходимости, чтобы туда заходить нашим крупным банкам».

На самом деле, г-н Костин лукавит. Банкиры откровенно боятся нарваться на западные санкции. Тем более, если придется рисковать многомиллиардными личными активами и семейной собственностью за кордоном. Ну а зарегистрированный в Санкт-Петербурге банк «Россия» уже под санкциями, и ему как бы нечего терять. Принадлежащий близким друзьям Путина братьям Ковальчукам, он обслуживает крымских силовиков и проекты Федеральной целевой программы.

В свою очередь малозаметный московский РНКБ в 2014 году был специально направлен на Республику Крым и Севастополь, чтобы заменить украинские банки. Его даже перерегистрировали в Симферополе, хотя материнская структура – «Банк Москвы» — продолжала контролировать деятельность своей «дочки». Как результат, обосновавшийся на полуострове РНКБ активно и жестко поглотил местных конкурентов.

Теперь представьте: финансовый монстр, услугами которого без преувеличения пользуется каждая крымская семья – демонстративно выбрасывает с новых карт рельефное тиснение силуэта Крымского моста. Уже вторые сутки люди получают «голые» карточки. Руководство банка отказывается отвечать, почему было ликвидировано легендарное изображение, известное всей России.

Прецедент небывалый и скандал получился громкий. Сейчас по соцсетям РК гуляют самые разные версии. Самое неожиданное предположение: «Похоже, эти карты отпечатали на Украине. Потому мост наш утонул…»

Хотя в большинстве комментов особо напоминают, что Крымский мост стал личным позором для Сергея Аксенова. Глава республики множество раз клялся-божился, мол, с запуском мостового перехода здесь наконец-то прекратится невероятный ценовой беспредел. Сначала прогнозировал падение цен «благодаря свободному движению грузовых фур». Потом громко обещал улучшение ситуации после старта железнодорожных перевозок через Керченский пролив.

Все это оказалось, мягко говоря, фикцией. Продукты питания и ГСМ, стройматериалы и прочие товары в Крыму до сих пор стоят дороже, чем в соседнем Краснодарском крае. Не говоря уже о других регионах РФ.

Еще одним сетевым скандалом стала подтвержденная многими семьями информация о том, что крымские студенты не могут воспользоваться скидкой на железнодорожные билеты. Ребята возвращаются домой на новогодние праздники из материковых вузов. Но 25% скидку на проездные документы по студенческому билету им оформляют, если едешь только до Краснодара. То есть, по матушке-России — пожалуйста, а в Крым ни-ни…

Оказалось, студенческий проект «РЖД Бонус» на полуострове не действует. И даже не потому, что самой РЖД в Крыму де-юре нет. Дирекция по обслуживанию пассажиров Крымской железной дороги поясняет буквально следующее: на сегодняшний день все пассажирские поезда, следующие через Керченский пролив по Крымскому мосту принадлежат частной транспортной компании «Гранд Сервис Экспресс». Которая в данном случае плевать хотела на правила Российских железных дорог. В том числе на официально объявленную скидку «студентам и аспирантам очных отделений учебных учреждений высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации».

Гендиректор «Гранд Экспресса» Александр Ганов – экс-министр инвестиций и инноваций правительства Московской области, также трудился первым вице-губернатором Тамбова. Хозяином компании до недавнего времени называли совладельца Локо-банка питерского миллиардера Михаила Рабиновича. Его бизнес тесно связан с бывшим президентом РЖД Владимиром Якуниным. Нынешние бенефициары «крымского направления» в открытых источниках не упоминаются вообще.

Илья Сергеев