ТЕПЕРЬ ЛЮБОЙ ЖЕЛАЮЩИЙ МОЖЕТ СОВЕРШИТЬ ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО ИНСТИТУТУ СКЛИФОСОВСКОГО. ФОТО: POPOVA VALERIYA / SHUTTERSTOCK.COM

Во вторник, 30 ноября в Музее современной истории России прошла презентация нового проекта: виртуального тура по «красной зоне» и фотовыставки «Склиф в борьбе с COVID-19». Меня напрягло уже само название организации: всё-таки история – это история, а современность, как ни странно, – современность. Но оксюморон в названии конторы оказался не единственным курьёзом проекта.

Что в имени тебе моём?

Москвичи хорошо знают это здание музея – старинный особняк красного цвета находится прямо в самом центре столицы. В 1990-е во дворе здесь долгое время стоял троллейбус, который раздавили танком во время путча 1991 года. Зачем держали этот мусор на улице, до конца не ясно – возможно, чтобы Ельцин не забывал, благодаря чему он пришёл к власти. Ворота здания всегда были закрыты, и сколько раз я ни оказывался здесь, ни разу не видел ни одного посетителя во дворе. В общем, очень популярное место.

Троллейбус, кстати, там так и сгнил – теперь на его месте зачем-то находится пушка. Зато само историческое здание выглядит с иголочки. Особняк построен был в XVIII веке, до переворота 1917 года тут находился Английский клуб, куда захаживали почти исключительно дворяне, после, назло им, – Центральный музей революции СССР, а вот сейчас – Музей современной истории России.

Какое отношение имеет эта организация к модному нынче заболеванию? Не большее, чем пушка на входе в музей. Но тем не менее тут решили организовать то ли виртуальную инсталляцию, то ли такой же перфоманс под названием «Склиф в борьбе с COVID-19«. К проекту отнеслись серьёзно: очень компактную локацию обрабатывали несколько месяцев – съёмки проходили не позже июня, а с презентацией дотянули едва ли не до зимы.

Современные технологии

Всё вроде по-модному: и заболевание, и музей современный, и не менее современный перформанс. Начинается действо с появления винтажной заставки «Виртуальный тур «Склиф в борьбе с COVID-19». Заставка, правда, исчезает так быстро, что не успеваешь прочесть, кто причастен к появлению шедевра. Лично я запомнил только «Министерство культуры Российской Федерации» и «Департамент здравоохранения города Москвы». Если причастность департамента как-то можно объяснить, то вот что в проекте делает Министерство культуры – неведомо. Наверное, теперь важнейшим из искусств для нас является виртуальный тур.

Далее камера переходит на общий вид входа в отделение трансфузиологии. Кликнув на появившуюся кнопку «дальше», действительно попадаем дальше, а именно внутрь помещения отделения. Нам поясняют, что тут занимаются выделением плазмы из крови переболевших для лечения COVID – в «Склифе» первыми в стране научились работать с такой технологией. Врачи, заведующие отделениями, рассказывают о своей работе. К сожалению, многое из сказанного остаётся непонятным, поскольку термины вроде «трансфузиология» встречаются постоянно.

ОТДЕЛЕНИЕ ТРАНСФУЗИОЛОГИИ. СКРИНШОТ ВИРТУАЛЬНОГО ТУРА SKLIF.SOVRHISTORY.RU

Авторы проекта, вероятно, не учли, что специалисты знают и «Склиф», и процесс врачевания без всяких туров, а вот для стороннего человека неплохо было бы пояснять, что означают те или иные термины.

В правом нижнем углу есть общий план больницы с пятью галочками, на которые посетителю дозволяется кликнуть в любой момент и попасть в другую локацию тура. В доступе, как говорилось ранее, «Отделение трансфузиологии», что бы это ни значило, «Временный госпиталь для пациентов с COVID», «Лаборатория Склифа», в которой почему-то камера в какой-то момент начинает ускоряться, «Кардиологический центр» и опять «Временный госпиталь для пациентов с COVID», только зачем-то с другой стороны. Внутри каждой локации есть возможность покрутить камеру и увидеть, например, баллон с кислородом и пояснение, для чего используется этот девайс.

Что это было?

Очевидно, что проект задумывался как способ мягкой агитации – если скептики не хотят идти в «красную зону» ногами, пусть побывают здесь хотя бы глазами. Много говорилось, что вакцинация должна быть добровольной, а вот объяснить людям её необходимость – задача пропаганды. Когда на центральных каналах начинают орать «Вакцинируйся, или я тебя убью», то нормальные люди начинают шарахаться как от самого канала, так и от вакцинации. Минкульт решил прибегнуть к мягкому варианту агитации – культурные всё ж таки.

«КРАСНАЯ ЗОНА» В ИНСТИТУТЕ ИМ. СКЛИФОСОФСКОГО. СКРИНШОТ ВИРТУАЛЬНОГО ТУРА SKLIF.SOVRHISTORY.RU

Сколько было потрачено денег на проект – одному Министерству культуры известно, но эффект от проекта будет примерно таким же, как от большинства проектов Министерства культуры. Кажется, уже все, кто хотел вакцинироваться, это сделали. А кто не хотел, вряд ли примет такое решение после виртуального тура по «Склифу». Одно хорошо – съемки локаций проводились летом, и, погуляв виртуально по «Склифу», будто окунаешься в объятия летней Москвы. Становится теплее. Эффект игнорирования слякоти за окном достигнут.

Что с того?

Хочется посоветовать Департаменту здравоохранения города Москвы сделать жарким летом виртуальный тур из геронтологического хосписа с локациями зимней Москвы или прямой трансляции вскрытия туберкулёзника яркой золотой осенью. Тратить бюджетные деньги впустую – так тратить, чего уж там.

Надеемся, впрочем, что хоть кто-то из врачей получил премию за участие в проекте. Хоть какая-то польза.

СЕРГЕЙ СИНЧЕНКО