ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU, WWW.GLOBALLOOKPRESS.COM

1 декабря (18 ноября по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Среда 24-й седмицы по Пятидесятнице двадцать четвёртой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Тем, кто следует церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища без растительного масла. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору святых Эстонской земли и память шести известных нам поимённо святых.

Собор святых Эстонской земли. Русская Церковь никогда не была узкоэтнической. Издревле она объединяла православных христиан разного происхождения: народы славянские и романские, тюркские и финно-угорские. Не является она и узкогосударственной: окормляемый ей Русский мир много шире современных границ России. Входят в него и эстонские земли, собор святых которых празднуется Церковью 1 декабря.

Собор был установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, уроженца Эстонии, около четверти века возглавлявшего Таллинскую епархию. Согласно указу была написана и икона «Собор святых земли Эстонской», которая находится в Александро-Невском кафедральном соборе города Таллина.

Среди святых земли Эстонской – благоверный князь Александр Невский, в честь которого освящён главный православный собор Таллина, и преподобный Иона Псково-Печерский, в XV веке окормлявший православное население в окрестностях нынешнего Тарту. Праведный Иоанн Кронштадтский, много сделавший для развития общин православных эстонцев, и целый ряд новомучеников и исповедников XX столетия.

Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

История Православия в Эстонии насчитывает многие столетия. Многие семена православной веры были посеяны здесь русскими миссионерами, в первую очередь из новгородских и псковских земель. Создавались очаги православной духовности. Строились усилиями нашего народа храмы, многие из которых до сих пор стоят, будучи замечательными памятниками культуры и истории, но в первую очередь – памятниками силе веры. Ведь храмы созидаются лишь тогда, когда они нужны верующим людям. И это видимое материальное предание нашей Церкви является надёжным подтверждением глубинных связей, которые существуют внутри нашей Церкви между людьми разных национальностей. И в Эстонии это чувствуется особенно ясно…

Но при этом нельзя забывать, что в Эстонской республике ещё в середине 1990-х при помощи Константинопольского патриархата была создана раскольническая «Эстонская апостольская православная церковь», которой власти передали имущество канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Постепенно шаткий компромисс был достигнут, однако и сегодня ЭАПЦ с её 7-тысячной паствой принадлежит около 60 приходов, а канонической Церкви, духовно окормляющей несколько сотен тысяч верующих, в два раза меньше. Хочется надеяться, что молитвами святых земли Эстонской эта прискорбная ситуация разрешится.

* * *

Мученик Платон Анкирский. Этот святой страдалец начала IV столетия принял страшные пытки и мученический венец за проповедь Слова Божия и верность Христу и Его Церкви в Анкире в Галатии. Это произошло либо в 302 году от Рождества Христова при императоре-язычнике Диоклитиане (Диоклетиане), царствовавшем в Римской империи в 284–305 годах от Рождества Христова, и его соправителе Максимиане. Либо чуть позже, при их преемнике Галерии в 306 году.

МУЧЕНИК ПЛАТОН АНКИРСКИЙ. ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

Мученик Роман, диакон и отрок Варул. Святой Роман совершал диаконское служение в христианском храме Кесарии Палестинской. Во время антицерковных гонений он переселился в Антиохию, где своим примером укреплял христиан в вере, горячо проповедовал Слово Божие и обличал идолопоклонников. Отец Роман был казнён в 303 году от Рождества Христова вместе с отроком-христианином Варулом и его матерью, имя которой Житие не сохранило.

* * *

Мученики Закхей, диакон Гадаринский, и Алфей, чтец Кесарийский. Эти страдальцы за Христа и Его Церковь погибли в годы диоклетиановских гонений начала IV века от Рождества Христова. Они были казнены за призывы к людям не осквернять себя жертвами, приносимыми языческим идолам. Это произошло в 303 году от Рождества Христова.

* * *

Священноисповедник Николай Виноградов, пресвитер. Священнослужитель Русской Церкви, протоиерей, немало пострадавший за верность Христу в период советских богоборческих гонений, но избежавший мученического венца и почивший в 1948 году. Прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

* * *

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ