ФОТО: KONSTANTIN KOKOSHKIN / GLOBALLOOKPRESS

Федеральная служба по финансовому мониторингу совместно с силовиками участвует в проверке законности расходования бюджетных средств, выделенных на развитие ЖКХ. Как сообщают источники, наибольший интерес у аудиторов вызывают вопросы обоснованности платежей инвесторов, а также факты вывода наших денег в офшоры, в том числе в Великобританию и другие страны.

По неофициальным данным, после завершения проверки в отношении региональных и межрегиональных компаний представители силового блока и финразведки могут обратить внимание на федеральных игроков рынка.

Начнётся торг между новыми чиновниками и теми, кто выводит деньги

Эту очень серьёзную тему в программе «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько обсудил с членом комитета Торгово-промышленной палаты России по ЖКХ Константином Крохиным и юристом Александром Толмачёвым.

Юрий Пронько: Александр, давайте начнём с вас. Как вы считаете, насколько могут впечатлить итоги этой проверки? По данным источников издания «Октагон», проверяющие органы уже обнаружили и вывод денег в Великобританию, и офшоры, и другие схемы.

Александр Толмачев: Давайте начнём с начала. 16 лет назад в Федеральной службе безопасности на Лубянке было создано специальное управление при Департаменте по экономическим преступлениям. Оно занималось исключительно вопросами преступлений в особо крупных размерах в системе ЖКХ. Я их консультировал, общался и с начальниками отдела, и с исполнителями.

Они даже не понимали тогда, как вообще работает эта схема, как выводятся деньги из городов, из кварталов. Приходилось их всему обучать, всё объяснять. Но где сейчас эти начальники, где исполнители? Их всех уволили. А я им называл фамилии конкретных лиц: кто чем занимается, куда выводятся десятки миллиардов, почему в жилищной сфере вместо самоуправления формируется монополизм. И это происходит и в жилищной сфере, не говоря уже о коммунальной.

Дело в том, что эта система построена таким образом, что у нас создалось государство в нашем государстве, я его называю государство-посредник. И мы все работаем на износ в нашем государстве, для того чтобы кормить посредника, чьи агенты работают везде, не только в коммуналке.

В этой схеме завязаны чиновники, бизнесмены и так далее. Будут ли для них сюрпризом итоги проверки? Нет, конечно, не будут, они всё это знают. Знают фамилии конкретных бизнесменов, крупных чиновников, министров, вице-мэров и тому подобное, кто отвечает за это.

– Но, тем не менее, масштабные проверки проходят.

А.Т.: Они никакого удивления не вызовут. Все давно знают, и речь идёт о суммах в четыре, в пять раз больше, чем платежи, которые населению сегодня озвучили. Поэтому ответ: сенсации не будет. Будет просто торг между теми людьми, которые уже десятилетия выводят деньги, и новыми проверяющими. Вот и всё.

В ЖКХ давно сформировался мафиозный сговор

– То есть просто речь идёт о смене состава. Я вас понял. Константин, а как вы воспринимаете этот инсайд? И чем могут эти проверки закончиться?

Константин Крохин: Учитывая, что это касается другого региона, мне сложно сказать, насколько адекватно участники проверки воспринимают эту проблему. Как я уже говорил неоднократно, в ЖКХ у нас сегодня сформировался мафиозный сговор, где участвуют не только предприниматели, нарушающие закон, но и контролирующие надзирающие органы.

И я приведу в пример Красногорский район Подмосковья. Несколько лет назад только назначенный туда глава района Радий Хабиров объявил, что местная управляющая компания, крупнейшая в районе, задолжала тепловикам 200 миллионов рублей. И когда началась проверка, выяснилось, что вся эта сумма, 200 миллионов рублей, уже выведена в офшоры.

Хабиров пытался эту схему разрушить, он тогда жаловался на то, что уголовные дела не возбуждаются. И это – Подмосковье. Я уже не говорю про Москву. То, что происходит в столице, даже не обсуждается. У нас компании-банкроты должны МОЭКу около 10 миллиардов рублей. Эти 10 миллиардов потеряли, концы в воду, и никого это не беспокоит.

Так что проблема серьёзная существует, к сожалению. У Росфинмониторинга есть технологические возможности отследить все эти пути-дорожки. А для того, чтобы в этой сфере навести порядок, нужно политическое решение. Если его примут на Урале, значит там будет порядок. Ну, а если не будет…

Британия в Россию не выдаёт ни преступников, ни их деньги

– Скажите, пожалуйста, а почему офшоры, почему Великобритания, на ваш взгляд?

К.К.: Потому что офшоры позволяют складировать капитал за рубежом. Здесь, в России, рано или поздно правосудие настигнет, и тогда всё будет арестовано. А офшоры позволяют скрыть, анонимизировать капиталы, не показывать их владельца. И до поры до времени эти деньги хранятся на этих незаконных счетах.

А почему Великобритания? Потому что это та страна, судебная система которой, во-первых, не выдаёт преступников в Россию. А во-вторых, оберегает тщательно капиталы. Потому что у британского правосудия есть своя специфика. Конечно, там есть и плюсы, и минусы, но все очень любят Великобританию.

– То есть неважно, как деньги были получены, главное, что они оказались в их юрисдикции, а они не станут выдавать даже преступные деньги. Вот такая вшивость британская, получается.  

К.К.: Надо вспомнить, кто такие британцы. Они очень успешные торгаши на протяжении 300–400 лет. И если они признáют вину этих наших преступников, которые вывезли деньги, то деньги придётся вернуть. А когда не признано, всё лежит в их банках, деньги возвращать не надо, они работают на британскую экономику. Такой очень прагматичный подход.

– Скажу так: это низкая социальная ответственность. Александр, а как вы считаете, почему офшоры, почему именно Альбион?

А.Т.: Потому что самая развитая система офшоризации – именно вокруг Британии. В своё время я исследовал эту тему, и могу вам сказать, что там нам не нужны спецслужбы, половина Лондона, самые богатые кварталы – это наши ребята, которые вывозят деньги, и их семьи.

Достаточно туда журналиста, прямо Пронько отправить, чтобы он в течение недели выявил все фамилии, все имена. Знаете, как я исследовал, допустим? Я приезжал в Карловы Вары. Брал риелтора, платил ему 200 долларов. И он всё показывал: это особняк того, а это особняк другого. На самом деле всё давно уже известно.

Я добавлю одну интересную вещь к тому, что сказал Константин. Если британцы признаются, что деньги, которые к ним попали из России, незаконные, то они их всё равно себе оставят, никуда переводить не станут. И они там говорят нашим: ребята, начинаем завтра проверку происхождения денег. Кто не принесёт определённую сумму, тех будем проверять. И «ребята» несут, платят дань.

Вы удивитесь, но ваш дом может быть давно списан в ноль

– Получается, они их на крючке хорошо держат?

А.Т.: Конечно, они им не дают дёрнуться ни вправо, ни влево. В Штатах, к примеру, ещё хуже. И на Кипре тоже. Немного европейцы зажимают. А британцы – нет, у них всё очень удобно.

Но давайте вернёмся к нашим баранам, то есть к нашей системе ЖКХ. Тут есть ещё одна интересная вещь. Например, в 2008 году, когда началась массовая приватизация всех этих управляющих систем, ещё существовали ЖЭКи, ДЭЗы. Они были государственными предприятиями, потом стали акционерными организациями, а потом их ликвидировали.

Вы знаете, что было тогда сделано? По распоряжению начальников все дома, которые стоили какую-то сумму, были списаны в ноль. И сделано это было, чтобы новые акционеры не платили никаких налогов. Если вы, Юрий, сегодня обратитесь в Бюро технической инвентаризации и проверите стоимость дома, в котором вы живёте, то там будет написано: 0 рублей 0 копеек. Ваш дом давно списан.

Когда спецслужбы заинтересовались этим, они спросили, почему эти дома списаны, знаете, какой был ответ? «Нам так приказали вышестоящие начальники».

– В публикациях было сказано, что они выводят денежные средства. Речь идёт о выводе платежей населения и бюджетных средств. То есть они даже не заморачиваются на тему прибыли. Обычно же прибыль выводят в офшоры.

А.Т.: Сегодня в наших тарифах заложена сверх-сверх-сверхприбыль. Например, если вода реально стоит, скажем, две копейки за литр, то нам накручивают 2000 копеек. А выводить деньги очень просто. Например, Пронько живёт где-нибудь там в Лондоне, я живу здесь, в России.

– Что же вы меня постоянно отправляете туда…

А.Т.: Я подписываю договор, что Пронько мне оказал консультационную услугу, за которую я ему отправил туда 10 миллиардов рублей. Вот и всё.

Прибыль их не очень интересует – они выводят всё, что можно

– Константин, а вы согласны с тем, что никто не заморачивается по поводу прибыли, а просто тупо выводят бюджетные ассигнования?

К.К.: Ну, не то чтобы это бюджетные ассигнования. Дело в том, что есть социальная поддержка, и за жилищно-коммунальные услуги больше половины платят граждане, а нуждающимся компенсируют расходы из местных региональных бюджетов. И получается, что бюджетные средства таким образом выходят в офшор, через компании-прокладки, которыми являются как управляющие компании, так и сбытовики, теплосбыты, водосбыты и так далее. То есть в целом схема так и выглядит.

И я согласен с тем, что там сейчас никто не думает о прибыли. Когда отсутствует практически юридический надзор, они выводят всё, что можно. Именно поэтому наши сети дырявые, именно поэтому к зиме мы никогда не готовы, понимаете. А потом вице-премьер Марат Хуснуллин говорит о том, что отрасли не хватает 80 миллиардов рублей, надо повысить тариф. Потому что вывели слишком много.

Завершая беседу, Юрий Пронько отметил, что от всего сказанного появляется ощущение какой-то безнадёги, когда вот так, не скрываясь, нагло выводят деньги за пределы страны. Сейчас Росфинмониторинг с силовиками этим занялся, возможно, это что-то и изменит.

Но это же всё ненормально, считает Пронько. А они нам сейчас ещё тарифы поднимут, как об этом говорит Марат Хуснуллин. Он считает, что «тарифы должны быть повышены до инвестиционно привлекательных». Для чего? Чтобы ещё больше в Лондон можно было отправить?

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА