В нынешнем году ноябрь в Киеве тёплый и солнечный. Кто-то видит в этом нечто зловещее. Мол, забывший Бога человек окончательно испортил климат планеты. Кто-то толкует об экологии, и тоже в тоне апокалиптическом. Возможно, есть тут доля истины. Но мне почему-то хочется в этих жёлтых листьях в парках, в прозрачном воздухе и ярком солнце видеть любовь Божью. Может, пожалел Господь продрогших киевлян, как никогда долго ожидавших включения батарей. А, может, в красоте и ясности этих дней указание нам: не грустите, светлые перемены не за горами.

Вот, кстати, о переменах. На днях в Киеве произошло событие, на первый взгляд, рядовое, а для кого-то и скучное. Но как свидетель происходившего спешу заверить читателя: это совсем не так. Больше того, за картинкой церковного официоза, которую увидели непосвящённые, скрываются процессы важные, из разряда тех, что меняют жизнь народов и стран.

В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре прошла Международная конференция «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения». Организатором встречи выступила Украинская православная церковь Московского патриархата. Участие в конференции приняли богословы и ученые УПЦ (МП), а также Антиохийской, Русской, Сербской, Болгарской, Польской церквей, Православной церкви Чешских земель и Словакии и Православной церкви в Америке. Кроме указаных семи официальных делегаций, гостями конференции стали отдельные представители ещё четырёх поместных церквей.

Почему так важны эти цифры? И что кроется за озадачивающим церковного неофита названием конференции? Сразу попытаюсь ответить на эти вопросы.

Три года назад при поддержке тогдашнего президента Порошенко Константинопольский патриарх Варфоломей незаконно вторгся на каноническую территорию Русской церкви, и, не имея на это никакого права, даровал украинским церковным раскольникам некий «томос» об «автокефалии». При этом подлинную каноническую церковь Украины, УПЦ (МП), ту, что находится в единстве с Русской церковью, Варфоломей объявил более не существующей. С этого момента был сделан шаг к разделению Церкви Христовой подобно тому, как это произошло в XI веке, когда отпали христиане, исповедующие папство и латинскую веру. И сегодня поместные церкви уже разделились на те, что поддержали разбойные действия Варфоломея (и стоящего за ним Госдепа), и те, что продолжают считать Украину канонической территорией Московского патриарха. Вот почему важны цифры. Всего поместных церквей 15. В Киев приехали представители 11 церквей.

Теперь о теме и смысле собрания. Дело в том, что Церковь Христова, состоящая ныне из 15 поместных церквей, является Соборной. Это значит, что ни один из предстоятелей не является главой Мирового Православия. Главой является Христос. У нас нет «православного папы». Но, только собравшись вместе, то есть на Собор, церкви могут принимать решение. Власть у Собора, а не у одного человека.

Вот этот принцип соборности, который на каждой литургии исповедует всякий православный христианин, сегодня оспаривает Варфоломей I. И конференция в Киеве, её участники ясно заявили: соборность Константинополем нарушена, церковь на грани глобального раскола, виновник известен.

Быть может, кто-то, живущий вдали от Украины, скажет: «Это узкий церковный вопрос. Проблемы канонического права пусть решают в своём кругу богословы». Что тут ответишь? Посмотрите в лица православных Ровенщины и Львовщины, Винничины и Тернопольщины. Гляньте на разбитые лица и головы тех, кто сегодня страдает только за то, что принадлежит к единой Русской церкви, не хочет её предавать, хотя украинская держава (ведомая Госдепом) поддерживает именно погромщиков, отнимающих храмы, и созданную Порошенко и Варфоломеем марионетку с лукавым названием ПЦУ. И тогда, вероятно, станет очевидным, что преступления, творящиеся на Украине, – прямое следствие действий «стамбульского патриарха», а слова и решения, принятые в Киеве, означают движение к очищению Мирового Православия и осуждению «папистской ереси» Фанара.

Чтобы показать, в какой обстановке и настроении проходила киевская встреча, дадим слово некоторым её участникам.

Вот что говорил Блаженнейший митрополит Онуфрий:  «Сегодня мы видим, что в Православной Церкви её соборное устройство оказалось под угрозой. Константинопольский патриархат всё громче говорит о своих особых правах и пытается единолично решать важнейшие вопросы церковной жизни. Именно представление Константинопольской Церкви о своём особом статусе является первопричиной того тяжёлого кризиса, в котором сегодня оказалось всё Всемирное Православие».

Его Блаженство, как всегда, просто и прямо указал на главного виновника церковного кризиса и на корень проблемы – папистские устремления Варфоломея. Желание не только быть первым по чести (что допускалось ради древних заслуг Константинополя), но и первым по власти.

Интересный факт. Как сообщило греческое издание Мakeleio, выступая в Нью-Йорке 29 октября 2021 года, патриарх Варфоломей заявил, что ему «плевать» на то, что его имя не поминается на Богослужении в Русской церкви. Замечу особо, нынешнего Стамбульского патриарха (того Константинополя, который мы уважали, больше нет) гораздо больше интересует вопрос слияния с Римом, новой унии и то место, которое он лично займёт в «новой структуре», каковую захотят объявить «объединившейся христианской церковью». Такие у него планы: слияние с католиками, принятие латинской ереси, фактическое предательство веры и Самого Христа.

Но вернёмся к выступлениям на конференции. Предстоятель Сербской церкви патриарх Порфирий в приветственном слове, которое зачитал епископ Моравичский Антоний, в очередной раз подтвердил, что признаёт на Украине исключительно юрисдикцию канонической Украинской православной церкви под управлением Блаженнейшего Онуфрия: «Церковь святителя Саввы признавала и признаёт в Украине лишь одну каноническую Церковь – Украинскую Православную Церковь под омофором Вашего Блаженства. Причащаясь из единой Чаши, мы молимся о прекращении смуты на украинской земле».

А вот и слова самого епископа Антония: «Патриарх Варфоломей не советовался ни с кем из Поместных Православных Церквей. Это оскорбляет других предстоятелей Поместных Церквей, и они считают, что Варфоломей первый между равными по чести, но не первый как папа римский. У него нет таких полномочий. Вселенские соборы и отцы Церкви говорят, что Константинопольский патриарх не может быть тем, кто принимает единолично такие решения как дарование автокефалии одной из структур Поместных Церквей».

Напомню читателю, что Варфоломей как раз настаивает на обратном: он один, лично, только и может учреждать новые автокефальные церкви. Никаких «первый среди равных». Первый без равных!

Ну а сейчас пришло время, упомянуть ещё об одном событии, которое не только связано с конференцией в Киеве, а составляет с ней единой целое. И, безусловно, является этапом осуществления общего плана для Киева и Москвы

В сентябре 2021 г. в Москве была проведена конференция «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения». Не правда ли, тема нам очень знакомая? И формат похож – присутствовали представители Иерусалимской, Кипрской, Русской, Грузинской, Сербской церкыей и церкви Чешских земель и Словакии. И тональность выступлений та же. Открывая Конференцию в Москве, Святейший патриарх Кирилл сказал: «Претензии на особые права и привилегии и раньше высказывались Константинопольскими иерархами и богословами, но никогда ещё они не озвучивались с такой жёсткой интонацией и в такой радикальной трактовке, как сегодня. Эта новая экклезиология не имеет никаких оснований ни в священных канонах, ни в целом в церковном Предании».

Не вызывает сомнений тот факт, что собрания в Москве и в Киеве связаны между собой. И означать это может только то, что раскольническим действиям Варфоломея церковь соборно готовится дать бой. Уже ближайший Собор РПЦ должен будет от лица всей Русской церкви дать каноническую оценку действиям Константинопольского патриархата. Назвать ересь ересью.

А что дальше? Дальше, полагают многие аналитики, явно просматривается вторая встреча представителей поместных церквей, сохранивших верность канонам. Так, как это было в Аммане в 2020 году. Только решения по Варфоломею ожидаются гораздо более определённые и жёсткие. Прежде всего, определение его как еретика. А ересь, как известно, является основанием и для лишения сана и даже для отлучения от церкви.

Торжества справедливости ждут христиане во многих уголках мира. Ждут его и у нас в Киеве.

Верю, что по милости Божией нынешний морок уйдёт в небытие. В связи с этим вспоминаю один замечательный светлый день. Июль 2010 года. Киево-Печерская лавра. Людей – тысячи. Солнце заливает площадь перед Успенским собором. Все ждут патриарха Кирилла и начала торжеств по случаю Дня Крещения Руси. Рядом со мной две молодые женщины и девочка лет одиннадцати. Лица радостные. Они выглядывают из-за спин архиереев, ожидающих Святейшего, и громко выкрикивают: «Наш Патриарх – Кирилл!» И в разных концах площади эти слова подхватывают и повторяют. Потому что в них правда. Была и есть сегодня.

Андрей САЕНКО