ФОТО: ALEXANDER SAYGANOV / GLOBALLOOKPRESS

Сложно понять логику тех, кто поставляет радужные отчёты о росте благосостояния граждан России на самый верх. Потому что на земле кроме раздражения и мата подобные реляции ничего не вызывают.

«Один ест капусту, другой – мясо, вместе они едят голубцы». Этот афоризм наглядно характеризует происходящее с доходами в России. У каждого второго денег хватает только на еду и одежду, в то время как 1% богатейших людей выплачивает себе астрономические суммы. Однако по версии российского ЦБ в стране наблюдается быстрый рост реальных зарплат.

В очередном бравурном рапорте команда главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной сообщила, что обнаружила механизм быстрого повышения реальных (и тем более номинальных, при текущих уровнях инфляции) зарплат у граждан страны. По версии аналитиков ЦБ, рост реальных зарплат – это один из факторов, который привёл к мощному инфляционному давлению. Высокие корпоративные прибыли поддерживают более высокий уровень спроса.

Итак, в ЦБ утверждают, что в России быстрый рост реальных зарплат. Ваш кошелёк это уже ощутил? Или его стенки постоянно слипаются?

Центральный банк пребывает в крайне сложном положении. Инфляция растёт. А при том, что денежные массы не меняются – поскольку руководители Центробанка ничего не понимают в кредитно-денежной политике и считают, что инфляция может быть только монетарной, – у них наступает когнитивный диссонанс, – объяснил экономист Михаил Хазин. – То есть в их понимании такого быть не может, а оно вот оно. И они начинают придумывать разного рода совершенно бессмысленные объяснения, что на фоне падения уровня жизни населения в стране почему-то растут заработные платы. Признать, что инфляция у нас – это инфляция издержек, и связана она с тем, что мы полностью открыты для западной экономики, они не могут. Потому что тема тех реальных требований, которые МВФ предъявляет к Центробанку, табуирована. То есть Центробанк никогда об этом не говорит.

Колоссальная разница в доходах, когда 1% сверхбогатых контролирует 60% всех активов страны, а почти 50% хватает только на еду и одежду, заваливает Россию, как самолёт, в штопор. И ситуация не меняется. Вместо развития производства, вместо создания новых предприятий и рабочих мест мы скупаем иностранную валюту и выводим её за пределы страны. Вместо плоской шкалы НДФЛ, про прогрессивную я вообще молчу, в России действует регрессивная шкала, когда у богатых фискальная нагрузка ниже, чем у бедных. При этом постоянные манипуляции и игры с цифрами. Конечно, когда «скрещивают» зарплаты и бонусы олигархов с доходами простых граждан, то средняя «температура» выглядит более-менее. Однако к реальной жизни основной массы населения это не имеет никакого отношения. Проще переложить всю ответственность на глобальные тенденции. Например, глобальную инфляцию.

ЦБ перекладывает вину за глобальную инфляцию на нас. На нас с вами, в частности, на обычных граждан. Оказывается, что это мы, простые трудящиеся России, да и не очень простые, виноваты в том, что мировые цены на рис, бананы, сухое молоко, кукурузу или, например, мясо растут, – размышляет экономист Василий Колташов. – Мол, мы стали жрать в три горла, и в результате мировые цены разогнались и выросли. Видимо, граждане России виноваты. То есть мы создали глобальную инфляцию, мы с вами, понимаете. Собственно говоря, а стали ли мы вот это самое – в три горла кушать? Или это просто фантазии либеральных экономистов, которые на нас перекладывают вину?

Кстати, агентство S&P прогнозирует, что в этом году российские банки получат рекордную прибыль в 30 млрд долларов. Думаю, что на бонусах топ-менеджеров данный факт благотворно отразится, а значит, у ЦБ будет возможность вновь отрапортовать о росте реальных зарплат в России.

ЦБ играет статистикой и цифрами. На самом деле у нас действительно зарплаты растут, но по официальной статистике падают реальные доходы населения. То есть вот эти все ЖКХ, цены в магазинах, да и вообще жизнь стала дороже. И в этом отношении зарплаты не компенсируют потери граждан. У нас, ещё раз повторюсь, официально, семь лет подряд, падают доходы населения, даже с ростом зарплаты, – добавил политолог Георгий Фёдоров. – Поэтому это всё какое-то очковтирательство и жонглирование цифрами, реальная ситуация экономическая такая, что у нас ситуация ухудшается, и рост зарплат не компенсирует вот этих вот затрат, и уровень жизни не растёт, а наоборот, падает.

Что с того?

Понимаю, что равенство, в том числе в доходах, – это утопия. Однако я также прекрасно понимаю, что государство обязано демпфировать рост социального недовольства. Поэтому вместо того, чтобы раздражать людей своими докладами о резком росте доходов, лучше бы ввели реальный элемент социальной справедливости – прогрессивную шкалу налогообложения.

Богатые должны платить больше, чтобы сохранить свои капиталы. Иначе будет ситуация, которую Россия и другие страны уже не раз проходили. Я не против богатых, но я за то, чтобы они платили налог на социальную справедливость.

ЮРИЙ ПРОНЬКО