ФОТО: АНДРЕЙ НИКЕРИЧЕВ / АГН «МОСКВА», ALEXEI GYNGAZOV / GLOBALLOOKPRESS

Министр финансов Антон Силуанов принял участие во встрече министров финансов и управляющих центральными банками стран «Большой двадцатки». Хотя лучше бы он этого не делал. Выступление главы финансового ведомства, если судить по официальным сводкам, стало невзрачным и, мягко говоря, странным.

Системные либералы в Минфине и Центробанке любят заявлять, что причиной нынешней инфляции является перегрев мировой экономики. Справедливости ради, в ведомстве Силуанова об этом заявляли с самого начала. В это же время в ведомстве Набиуллиной подобное отрицали до последнего.

Глава ЦБ говорила о чём угодно: о растущих доходах граждан, о восстановлении отечественной экономики, о закрытии границ и т.д. Но истинного виновника – ФРС США называть отказывалась. Видимо, страх перед «всемогущим» Вашингтоном даёт о себе знать.

В это же время Силуанов, признавая перегрев мировой экономики, который возник из-за активной эмиссии, на ПМЭФ-2021 вдруг заявил, что для снижения уровня инфляции необходимо сократить расходы бюджета. Слава Богу, эти высказывания так и остались словами и правительство при разработке проекта бюджета на 2022-2024 годы не последовало рекомендациям Силуанова.

Как бы то ни было, всё это происходило внутри нашей страны. Однако то, что Силуанов произнёс на встрече «двадцатки» вышло на международный уровень. Министр заявил, что Россия придерживается траектории нормализации бюджетной и денежно-кредитной политики, и рекомендовал странам «двадцатки» также перейти к скорейшей нормализации с целью контроля над инфляцией.

Сейчас важно не допустить раскручивания стагфляционной спирали,

– добавил министр.

В общем, Силуанов порекомендовал странам G-20 «нормализовать» бюджетную и денежно-кредитную политику. Во главу угла опять поставлена инфляция. Но суть в том, что иным странам наплевать на инфляцию. У них нет задачи сбить рост цен. Они нацелены на рост экономики и рост доходов населения. Если в номинальном выражении доходы населения растут выше темпов инфляции, то будь она хоть 3%, хоть 5%, хоть 10% – разницы никакой нет.

Безусловно, в ходе недавнего кризиса и продолжающегося восстановления мировой экономики некоторые страны «перегнули» с денежным стимулированием. В первую очередь, разумеется, это США. За эмиссию доллара расплачиваются не только американские граждане, но и весь мир.

Однако наивно полагать, что в Вашингтоне испытывают по этому поводу угрызения совести. Они бы с удовольствием запустили печатный станок ещё больше, если была бы такая возможность. Но, действительно, к настоящему моменту инфляция в США достигла, мягко говоря, неприятного уровня в 5,4% (это как для России процентов 17-20). И ещё большая эмиссия приведёт инфляцию к двузначным цифрам.

Но США не собираются сворачивать меры денежного стимулирования. Да, они ходят по опасной грани, однако полагают, что первоочередное внимание необходимо уделять восстановлению экономики и сокращению безработицы. Только после достижения этих целей ФРС свернёт так называемые меры экономического стимулирования (прекратит эмиссию доллара).

У нас же всё наоборот. Вместо того чтобы предпринимать реальные меры для борьбы с инфляцией (вводить таможенные пошлины, квоты, стимулировать импортозамещение и т.д.), денежные власти повышают ключевую ставку, заявляют о необходимости сокращения расходов бюджета, отказываются инвестировать средства ФНБ в реальный сектор экономики (повышение планки ликвидной части с 7% до 10%).

Когда весь мир стремительным образом отказывается от монетаризма, всё больше прибегая к мерам протекционистской политики, «наши» ЦБ и Минфин поступают ровным счётом наоборот. И чем дольше будет продолжаться эта пагубная политика – тем более нищей будет становиться страна.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ