В Китае – массовые отключения электричества и острый дефицит электроэнергии в экономике. Поднебесная испытывает огромные проблемы из-за политики сокращения выбросов СО2. Планы ограничения добычи угля привели к недозагруженности электростанций. Результат налицо: даже в Европе, стонущей от повышения цен на природный газ, таких проблем, пока во всяком случае, не наблюдается. Впрочем, Россия готова протянуть китайцам руку помощи.

На дворе XXI век, а развитые страны Запада и ведущие развивающиеся государства Азии охватил масштабнейший энергетический кризис. В Европе потребители ошалелыми глазами следят за изменением биржевых котировок: цена на природный газ достигла 1240 долларов за 1000 кубических метров. Впервые за многие десятилетия крупные европейские предприятия химической промышленности начали сокращать объёмы производства. В Азиатско-Тихоокеанском регионе ситуация не лучше, а то и хуже.

Стремительный переход Китайской Народной Республики с угля на альтернативные источники электроэнергии привёл к острейшему дефициту. Китай – крупнейший потребитель угля в мире. В год Поднебесная потребляет свыше 4 миллиардов тонн этого полезного ископаемого. Между тем китайским электростанциям необходимо как-то обеспечивать электричеством быстрорастущую экономику страны (даже в пандемию внутренний валовый продукт КНР вырос на 2,3%), а при ограничении на использование угля сделать это весьма затруднительно. Свою лепту в энергодефицит вносит и конфликт с Австралией – страной, которая поставляет больше всего угля в Китай (за прошлый год поставки оценивались в 7,9 миллиарда долларов). Учитывая недавнее создание военно-политического блока AUKUS, Пекин полностью откажется от австралийского импорта.

Россия – последняя надежда Срединной империи

Проблемы отражаются не только на крупных заводах и инфраструктурных объектах: в 17 провинциях, где проживает около 66% населения страны, наблюдаются массовые отключения электроэнергии. Не работают светофоры, лифты, установлены нормы потребления электроэнергии. Особые проблемы – у субъектов малого и среднего предпринимательства и, конечно, у майнинговых компаний (ещё недавно в Китае майнили 3/4 всех биткойнов на планете).

Тем временем спасти вторую экономику мира от энергетического коллапса готова наша страна. Компания «Интер РАО», специализирующаяся на энергетическом трейдинге, уже заявила, что КНР официально попросила Россию нарастить поставки электроэнергии. Согласно статистическим выкладкам отечественной энергокомпании, в Китай за 2020 год поставлено чуть больше 3 миллиардов кВт*ч электроэнергии – четверть от общего экспорта. Много это или мало? Для сравнения: в Литовскую Республику за тот же период ушло 3,14 миллиарда кВт*ч. Думаю, излишне объяснять разницу в численности населения и объёме ВВП Литвы и Китая.

Что с того?

Энергетический кризис нашего великого южного соседа открывает для русской экономики широкие возможности. Россия может выступить гарантом энергобезопасности КНР – благо у нас нет таких политических разногласий, как с Европейским союзом, и не требуется никаких транзитёров вроде Украины или Польши. В первую очередь нужно нарастить поставки отечественного угля. Он гораздо более качественный, чем австралийский (если мы говорим про энергетическую ценность), и его не нужно гнать через море – у России с Китаем длиннющая государственная граница. Вопреки заявлениям системных либералов, которые мы разбирали в одной из прошлых статей, спрос на уголь в КНР будет крайне высоким ещё несколько десятилетий – это по меньшей мере.