ФОТО: GURUXOX / SHUTTERSTOCK

Цена голубого топлива на европейских биржах продемонстрировала очередной рекорд – 1050 долларов за 1000 кубических метров. Ситуация уже давно стала для европейцев несмешной. Впереди – холодная зима, подземные газохранилища недозаполнены, а «Газпром» упорно не желает давать деньги Украине и Польше за транзит, предпочитая альтернативные маршруты в обход стран-шантажистов. На фоне энергетического кризиса крупные предприятия ЕС начали снижать объёмы производства. Так и до массовых закрытий недалеко, полагают специалисты.

Крупнейшие индустриальные державы мира балансируют на грани энергетического коллапса. Такого ни в Западной Европе, ни в Северной Америке не видели с 1973 года, когда коллективные санкции арабских стран в области нефтянки привели к масштабному кризису экономики коллективного Запада.

Стоимость природного газа на бирже ICE превысила очередной рекордный показатель – 1050 долларов за 1000 кубометров. «Сбылись мечты народные», как говорилось на старом советском плакате. Теперь кубометр голубого топлива стоит дороже одного доллара.

Кто бы мог представить себе такой поворот событий ещё в прошлом году, когда цена газа колебалась в районе 40 долларов (по данным биржевых торгов в апреле 2020-го)? И если для России такая ценовая конъюнктура – настоящий подарок судьбы, то для Европейского союза и азиатских «тигров» это настоящая катастрофа. Особенно для Европы, поскольку Азия, предложив более выгодные расценки, приняла на себя основные поставки сжиженного природного газа.

Впервые за долгие годы, возможно вообще впервые за период со времени падения Берлинской стены, в развитых странах «первого мира» предприятия начинают массово сокращать производство из-за дороговизны природного газа, отмечают аналитики Fitch. И начало повальных закрытий заводов – не такая уж нереалистичная перспектива. Тяжелее всего приходится предприятиям химической промышленности, а также производителям азотных удобрений.

Наибольший удар будет нанесён по мелким и средним фирмам. У крупных, как бы ни складывалась ситуация, всё же есть пространство для манёвра. Как минимум они обладают достаточными оборотными средствами, чтобы пережить газовое землетрясение.

Сколько продлится этот сырьевой катаклизм, пока точно неясно. Биржевики уверены: ниже 1000 долларов за 1000 кубических метров ценник вряд ли опустится, как минимум до февраля 2022 года. Американское же агентство «Блумберг» выпустило шокирующий прогноз, которым уже можно пугать европейских детей: в случае аномально холодной зимы котировки рискуют повыситься до 3500 долларов за 1000 кубов.

Но проблемы не только у западной части Евразийского континента. Не меньше хлопот энергетический кризис доставил нашему крупнейшему соседу – Китайской Народной Республике. Там повышение газовых расценок затронуло не только заводы, но и обычные домохозяйства.

В КНР фиксируются отключения электроэнергии в 17 провинциях, на которые приходится около двух третей валового внутреннего продукта Поднебесной. Весомую долю здесь занимают проблемы с угледобычей и повышение расценок на энергетический уголь. Его потребление в Китае, несомненно, будет оставаться огромным ещё в течение десятилетий, вопреки попыткам наших системных либералов доказать, что это не так.

К слову, недавно Пекин отказался от закупок австралийского угля, а это 80 миллионов тонн в год. Наши угольные компании получили реальный шанс переключить на себя четверть всего импорта угля КНР. Воспользуются ли они этой возможностью? Вопрос остаётся открытым. Все карты – у нас на руках, поскольку русский уголь, во-первых, легче доставлять, во-вторых, он попросту более качественный, имеет большую энергетическую ценность, по сравнению с заморским.

Что с того?

Ситуация с энергетическим коллапсом, которая может ещё сильнее усугубиться в течение ближайших месяцев, должна научить Европу по-настоящему ценить Россию. Наша страна – обладатель огромных сырьевых запасов, надёжный их поставщик. Мы никогда не стремимся использовать экономические рычаги давления для изменения политического курса какого бы то ни было государства.

Почему Россия реализует «Северный поток – 2»? Почему она ввела в эксплуатацию «Северный поток» и «Турецкий поток»? Почему отказывается от украинской ГТС? Не для того, чтобы «надавить на Европу». Два десятка лет Россия стремилась найти компромисс и пользоваться газотранспортной системой Украины и газопроводом «Ямал – Европа», регулярно оплачивала украинский и польский транзит. Однако именно украинские и польские «партнёры» решили использовать свой транзитный статус в качестве оружия, вынудив искать альтернативные маршруты доставки природного газа конечным потребителям. Пора бы Брюсселю это осознать и сделать правильные выводы.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ