Запрос на получение российского гражданства растёт из года в год, в 2021-м о нём попросили уже более 500 тысяч человек, значительная их часть — жители Донбасса, которые проходят как граждане Украины.

«Запрос на получение гражданства РФ из года в год растет, мы в прошлом году видели этот рост, в позапрошлом. Но уже и сегодня те цифры, которые мы видим, позволяют сказать, что мы перейдем тот рубеж, который был максимально в 2010 году — порядка 500 тысяч человек тогда приобрели гражданство», — сказала начальник управления по вопросам миграции МВД РФ Валентина Казакова.

Схожая картина наблюдалась и в прошлом году. Большинство получателей российского гражданства в пандемическом году составили выходцы из Украины (62,4%, или 409,5 тыс. человек), также среди новоиспеченных россиян много уроженцев Таджикистана (9,7%, или 63,4 тыс. человек) и Казахстана (6,6%, или 43,4 тыс. человек). Далее следуют выходцы из Армении (4,7%, или 30,5 тыс. чел.), Узбекистана (3,5%, или 23,1 тыс. чел.), Азербайджана (3,3%, или 21,9 тыс. чел.), Молдовы (3,1%, или 20,6 тыс. чел.), Киргизии (1,8%, или 11,9 тыс. чел.), Белоруссии (1,6%, или 10,4 тыс. чел.).

Абсолютно искреннее недоумение вызывает тот факт, что на втором месте оказался Таджикистан. Даже Казахстан, из которого едут за российским паспортом русские люди, уступил в количестве выданных российских паспортов этой среднеазиатской республике, в которой практически вообще не осталось «соотечественников» и «носителей русского языка». Все прекрасно понимают, что высококвалифицированные работники, например, физики-ядерщики, оттуда не приезжают, речь идет в подавляющем большинстве о рабочих весьма низкой квалификации.

В связи с этим даже российские политики задаются вопросом, как так получилось, что таджикам получить паспорт РФ проще, чем гражданам стран, входящих в Евразийский союз.

«Жители юго-востока Украины — это близкие нам по духу и культуре люди, готовые влиться в общество. Почему для них получение паспорта нашей страны – это тяжелое испытание и беготня по кабинетам, а мигранты из Средней Азии получают гражданство без проблем? Почему бы суетливым работодателям, решающим свои проблемы за счет граждан Киргизии или Таджикистана, не обратить взор на выходцев из ДНР и ЛНР? Да, это будет дороже, но экономить на безопасности граждан РФ нельзя: по данным МВД, только за восемь месяцев этого года мигранты совершили 24,7 тысячи преступлений. Стоит ли говорить, что большая часть из этих правонарушений совершена вовсе не матерями Донбасса, а приезжими из Средней Азии? Получение паспорта не должно быть проблемой для русских, которые едут не в чужую страну, а фактически к себе домой – в Россию. А вот те, кто приезжает сюда зарабатывать и с трудом говорит по-русски, должны уважать наши порядки. Должны применяться и обязательная идентификация, и дактилоскопия, и сбор биометрических данных мигрантов, и строгий контроль за соблюдением ими законов, и, конечно же, немедленное выдворение за пределы страны в случае нарушения российского законодательства», — считает депутат Госдумы, вице-спикер Петр Толстой.

Похоже, на высшем уровне существует некая лоббистская структура, которая способствует получению паспортов граждан Таджикистана, несмотря на то, что они имеют высокую степень риска по террористической угрозе. Пока публике из информации, доступной в широких источниках, доподлинно неизвестно, кто и зачем настолько опекает выходцев из среднеазиатской республики. При этом гораздо правильнее делать акцент на более близких России жителей Донбасса и Украины.

Виталий Кольцов