Бандитствующие раскольники из так называемой ПЦУ (хотя никакого отношения к православию эта организация не имеет) восприняли восторженную реакцию властей на приезд в Киев патриарха Варфоломея как карт-бланш, выданный им для беззаконных действий в отношении Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Буквально на десятый день после возвращения Варфоломея в Стамбул адепты ПЦУ осуществили  захват православного храма в селе Красносёлка Тульчинской епархии – это страдающая от безумия раскольников Винницкая область.

Почти три года (с 2019-го)  Иоанно-Богословский храм здесь стоял закрытым и опечатанным в ожидании решения суда. Православная община всё это время собиралась на молитву в одном из церковных домов. Всего при этом сельском храме таких домов два: старый и новый. Новый был передан сторонникам ПЦУ. И в нём за прошедшие годы не было совершено ни одного богослужения. В старом доме прихожане сделали ремонт, но злобствующие раскольники продолжили терроризировать их. Из села буквально выжили настоятеля с двумя детьми и беременной матушкой. Нового настоятеля – иерея Андрея Козюка – постоянно оскорбляют, ему  угрожают. От бесчинств раскольников-думенковцев страдают и дети священника.  Вот как сам о. Андрей рассказывает об этом: «У меня два сына и младшая дочь. Приезжаю на службу, а староста из ПЦУ снимает штаны прямо у храма и голый зад ребёнку показывает».

Настоятель Иоанно-Богословского храма иерей Андрей Козюк

С нападения на церковный дом ранним утром 3 сентября и начался захват храма в Красносёлке. Бандиты из ПЦУ выломали в нём двери, разбили окна. Напали и на собравшихся верных УПЦ МП, оскорбляли их нецензурной бранью, называли предателями, сепаратистами. Угрозы физической расправы тоже были.  Два автомобиля полицейского патруля присутствовали якобы для обеспечения безопасности. На самом деле полиция буквально провела раскольников к опечатанному храму. То есть способствовала его захвату. И «обеспечивала безопасность» исключительно отморозков из ПЦУ.

Иоанно-Богословский храм с. Красносёлка

Прибывший на место благочинный Бершадского церковного округа Тульчинской епархии УПЦ МП протоиерей Олег Мураховский смог добиться выезда на место следственно-оперативной группы только после звонка на «горячую линию» МВД. Ко времени прибытия этой группы зачинщики захвата храма убрались  восвояси.

Как сообщает информационный отдел Тульчинской епархии, «по словам заместителя председателя Бершадской Объединённой территориальной громады  господина Нечитайло, у него уже было “устное распоряжение руководства”  по обеспечению правильного решения вопроса о храме. Создается впечатление, что высокие сторонники Фанара после завершения визита патриарха Варфоломея в Киев “дали команду” всем органам местной власти, чтобы она способствовала захвату и переоформлению храмов УПЦ, в том числе и на Бершадщине, в пользу так называемой ПЦУ, не дожидаясь окончательных решений Высшей судебной власти Украины».

О ситуации в селе рассказал протоиерей Олег Мураховский: «Многим сельчанам угрожали, многих пугали, многих свободы волеизъявления лишали. Начинал всю эту историю принуждений и запугиваний бывший председатель сельсовета – ярый поклонник ПЦУ. Было такое: если в селе кто-то умирал, в сельсовете не давали заключение о смерти, пока родные не скажут, какая конфессия будет провожать в последний путь: если капеллан ПЦУ  – без проблем, но если священник УПЦ – заключение о смерти выдавали на 2-3-й день, когда уже тяжело хоронить усопшего … Дело даже не в самом храме или владении им, главная задача  ПЦУ – выжить из села Украинскую Православную Церковь, камня на камне не оставить от истинной веры».

Благочинный Бершадского церковного округа Тульчинской епархии УПЦ МП протоиерей Олег Мураховский

Вот как отец благочинный рассказывает о  захвате храма: «Уже 3 сентября в нашем церковном доме начали окна ломать. Я сразу позвонил начальнику полиции, на что он ответил: “Да нет, в селе всё нормально, туда не надо ехать, там всё хорошо”. Я его спросил: “Если там всё нормально и нет ничего, то почему два экипажа полиции с самого утра охраняют храм? Мы сейчас собираемся и едем туда разбираться, что там происходит”, на что получил ответ: “Не надо ехать, я сам все решу”. Когда мы подъехали к храму, полиции там было человек шестьдесят, наверное. Все ближайшие районы съехались. То есть они ждали, что будет какое-то серьёзное противостояние или драка. Раскольники продемонстрировали нам “право власності на майно та на комплекс будівель”, хотя, насколько мне известно, ни на храм, ни на дом никаких документов – ни техпаспорта, никакой другой документации – нет, это самострой. Поэтому в своё время мы не могли узаконить его. Как в ПЦУ получили право собственности – тайна великая. На данный момент у нас идут суды, и служить нам сейчас, в принципе, негде. Мы будем искать хотя бы временный дом»…

При этом можно утверждать, что  Иоанно-Богословский храм Красносёлки и оба церковных дома будут стоять пустыми и закрытыми.  Местные адепты стамбульского томоса 4 сентября отслужили «благодарственный молебен» и разошлись. Похоже, свою задачу они уже выполнили.

Вот и храм пророка Илии с 200-летней историей села Стрельчинцы всё той же Тульчинской епархии раскольники-думенковцы закрыли практически сразу же после захвата в 2019 году.

Храм пророка Илии села Стрельчинцы пустует уже три года

А изгнанная православная община вынуждена молиться под открытым небом. Вот как рассказывает о буднях своего прихода протоиерей Павел Петлеваный: «Служим во дворе под храмом. Летом хору подпевают соловьи, а зимой – морозный ветер. Но приход не только сохранился, но и умножился. На Большой Крестный ход в Киев с нами ездили даже дети прихожан, которые приехали из Германии… Представители ПЦУ появляются в отобранном храме крайне редко: в 2019 году – пять раз, в 2020-м – ни разу не были. В этом году был приезжий “священник” ПЦУ, но он отказался “служить” – к нему пришли всего три человека». По словам о. Павла, со времени захвата Ильинского храма пэцэушниками село разделилось, а сейчас верующие УПЦ МП и сторонники ПЦУ даже в разные магазины ходят.

В Тульчинской епархии есть и другие православные  храмы, отобранные у Украинской православной церкви раскольниками-думенковцами. Опечатанным и закрытым третий год остаётся храм Покрова Божией Матери в селе Новоживотов. Приход канонической церкви вынужден собираться на молитву перед своим храмом. Однако пэцэушники не сидят сложа руки в ожидании нужного им решения суда, а распространяют измышления о поочерёдных богослужениях, якобы совершаемых в этом храме верными УПЦ МП и адептами стамбульского томоса. Обман затеян с целью скорейшего завладения зданием думенковцами. Для пресечения подобных слухов село посетил правящий архиерей Тульчинской епархии митрополит Ионафан (Елецких). Он возглавил Божественную литургию, которую отслужили по уже сложившейся за три года традиции под открытым небом перед опечатанным храмом.

Митрополит Ионафан в селе Новоживотов

Однако заявлять о победе ПЦУ в Красносёлке преждевременно, считает  глава юридического отдела УПЦ МП протоиерей Александр Бахов: «На данном этапе средства защиты у религиозной общины от рейдерского захвата не исчерпаны, и точка в этом деле не стоит. Есть механизмы, которые позволяют общине в дальнейшем защищать свои права…  В суде решался вопрос о незаконной перерегистрации общины, но не о праве собственности или пользовании храмом. На основании каких документов представители ПЦУ в него вошли – неизвестно, но явно, что этот храм им не принадлежит».

Произошедшее в селе Красносёлка протоиерей Олег Мураховский охарактеризовал так: «Пастырь заходит в дом через дверь, а вор ломает эти двери и входит через окна. Вот мы были свидетелями этого пророческого высказывания».

О плодах деяний руководителя Фанара управделами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич), в частности, сказал: «Визит патриарха Варфоломея в Киев принес новые беды православным верующим Украинской Православной Церкви…И теперь он в первую очередь несет ответственность за новое горе и новые беды, посетившие православных верующих Украины».

На заглавном фото. Захват храма в селе Красносёлка

Агния МИРСКАЯ