Президент США Дуайт Эйзенхауэр, герой Второй мировой войны, 34-й президент США, покидая Белый дом, сделал пророческое заявление о военно-промышленном комплексе Америки.

О существовании ВПК Эйзенхауэр заявил в своей прощальной речи на посту президента 17 января 1961 года, более полвека назад.

Эйзенхауэр в частности сказал: «Соединение огромного военного истеблишмента и мощной военной индустрии является новым в американском опыте. Мы признаем настоятельную необходимость подобного развития. Тем не менее, мы не должны забывать о том, что это может привести к серьезным последствиям и повлиять на саму структуру нашего общества. Мы должны остерегаться неоправданного влияния военно-промышленного комплекса на власть и не должны допустить, чтобы это влияние превратилось в угрозу нашим свободам и демократическому процессу».

Пророчество Эйзенхауэр сбылось: сегодня «глубинное государство» определяет курс Америки и прямо влияет на избрание президентов Америки. И даже климатическая угроза существованию нашей планеты не охлаждает пыл американских генералов, привыкших вольготно жить за счёт колоссального военного бюджета вместе с корпорациями, занятыми в военной индустрии. Из недр Пентагона выходят тревожные доклады о военной мощи России и Китая. Они предупреждают, что мир стремительно идёт к военному конфликту на фоне активизации конкурентов, как Китай и Россия, активно разрабатывающих  противоспутниковое оружие. Глава Космического командования США генерал-майор Джон Шоу делает тревожные заявления.

«Перестав быть научной фантастикой, бои в космосе представляют собой вполне вероятный сценарий развития событий, а противоспутниковое оружие станет ключевым в ходе будущих боевых действий», — подчеркнул Шоу на недавно прошедшем 36-м Космическом симпозиуме в Колорадо-Спрингс. Космическое командование США отвечает за военные операции в космическом пространстве, границей которого является линия Кармана примерно в 100 километрах над поверхностью Земли. Ему вверена защита американских спутников и выработка действий на случай каких-либо проявлений враждебности.

Военно-космические силы и средства вроде спутников и систем наземного обеспечения принято считать «вспомогательной» аппаратурой, которая оказывает ценные услуги связи, сбора навигационной информации и своевременного предупреждения о запусках ракет. Но по мере роста зависимости Пентагона от космической сферы спутники превращаются в средство стратегического назначения и заветную цель для противников.

Генерала Шоу поддержал его коллега министр ВВС США Фрэнк Кендалл. «Невозможно переоценить важность космических систем для национальной безопасности», — заявил он на этом симпозиуме. Там даже состоялся примечательный диалог космических ястребов. Так, Шоу же заметил, что генерал Джон Хайтен, заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов, «любит говорить о спутниках как о «больших и сочных легкопоражаемых целях». «Я с этим согласен, — заявил Шоу. — Но как это можно изменить? Как нам сделать так, чтобы потенциальный противник не надеялся вот так легко лишить нас нашего ракетно-космического потенциала?»

Генералы не стесняются и открыто на форумах обсуждают будущее космической войны, полное безумие в условиях климата, загнавшего нашу планету и человечество в угол. Более того: Космическое командование США разрабатывает так называемую «доктрину боевых действий в космосе». Слепящий спутники лазер — лишь пример тех видов наступательных действий, к которым США нужно быть готовыми, отметил Шоу. И далее даёт совет, что в уничтожение таких спутников врага должны вмешаться военно-морские или воздушные силы Америки.

Борьба за господство в космосе между США и Китаем и и Россией стали предлогом для администрации Трампа и Конгресса США возобновить работу расформированного в 2002 году Космического командования и создать независимый вид вооруженных сил — Космические войска США.

И вот уже не только генерал Шоу, но и другие военные из Космического командования делают громкие заявления на публике. Так, генерал Кендалл заявил, что Америка находится в состоянии долгосрочного стратегического соперничества с Китаем. По его словам, последствия могут быть существенны, поскольку Китай активно движется по пути использования космического пространства в военных целях.

Космические войска будут вкладывать силы в новые возможности для сдерживания или, в случае неэффективности последнего, достижения победы, сказал Кендалл. Любой тип эскалации может привести к погрешностям в расчетах и ошибкам, связанным с человеческим фактором, в результате чего космическая война представляется «никому не нужным конфликтом».

Имеющиеся у США космические вооружения, которые, как предполагается, удержат Китай от нападения на спутники, оглашению не подлежат. В прошлом году Космические войска заявили о развертывании высокотехнологичного глушителя связи наземного базирования производства L3Harris, который можно использовать в качестве «наступательного оружия» для нарушения передачи сигналов по спутниковой связи. Понятно, что такие космические глушилки резко увеличивают риск военного конфликта с Китаем и Россией.

На форуме не все разделяли военный угар генералов. Вице-председатель и главный операционный директор L3Harris Крис Кубасик заявил, что война в космосе повлечет «неблагоприятные» для общества последствия ввиду немаловажной роли спутников в повседневной жизни большинства людей. «Задумайтесь о последствиях войны в космосе и ее влиянии на такие простые вещи, как мобильная связь, навигационные системы, производственно-сбытовые цепочки, логистика, здравоохранение. Я считаю это весьма серьезной проблемой и уверен в необходимости продолжать о ней говорить». Но предупреждение специалиста прозвучало одиноко на форуме и не нашло поддержки у генералов из Космического командования.

Вместо этого военные заверили, что надо просто информировать и просвещать общественность о зависимости страны от космической сферы. Вот и все. А ведь куда реалистичнее было бы признать сферу космоса запретной для развёртывания там как глушилок, так и иного космического оружия. Исключить космос из областей военного соперничествам великих держав.

Не все участники форума были столь кровожадны как генералы.Так, Трэвис Лангстер, вице-президент и генеральный менеджер корпорации Comspoc, которая осуществляет мониторинг движения аппаратов в космическом пространстве и отслеживает орбитальную деятельность, признал, что война в космосе может вспыхнуть из-за атаки на коммерческие спутники. По его словам, инициировав электронную или компьютерную атаку на коммерческий спутник, используемый для военных операций, противник «попытается послать вполне определенный сигнал» о том, что не видит разницы между коммерческими и военными космическими силами и средствами.

Другой представитель разработчиков космического оружия Кэри Смит, генеральный директор Parsons, американской технологической компании в области обороны, разведки, безопасности и инфраструктуры, признал, что атаки на космические сети уже начались.

«Радиопротиводействие имеет место быть. Очевидно, что кибератаки охватывают всю инфраструктуру», — сказала она. И существует множество документально подтвержденных попыток создания помех сигналам передачи данных в тех зонах военных действий, где действуют американские войска.

Но вопрос в том, приведет ли эта деятельность к эскалации и разрастанию конфликта, он ответил: «Я думаю, что война в космосе действительно начинается с гонки космических вооружений, и нам повезло, что до сих пор ее удавалось сдерживать, и все же она может оказаться неизбежной», — добавила Смит.

По ее словам, главная причина активизации космической гонки заключается в стремительном развитии технологий. Другой причиной является отсутствие «твердых обязательств относительно действующих в космосе норм, — подчеркнула она. — А без них космическая война становится весьма вероятной».

Действительно, Договор о космосе 1967 года — единственная существующая в настоящее время основа международного космического права. Но этот договор устарел и не может решить большинства проблем безопасности космического пространства, которые могут спровоцировать войну, отметила Смит.

Договор запрещает размещение оружия массового уничтожения в космическом пространстве, исключает военную деятельность на небесных телах и содержит юридически обязательные правовые нормы, регулирующие исследование и использование космического пространства в мирных целях. Но в нынешний космический век необходим новый свод правил, считает Смит. «Мы действительно не рассмотрели некоторые сложные вопросы. Имеет ли одна страна право вплотную приблизиться к спутнику другой? Будет ли допустима превентивная самооборона? Появится ли запрет на любые виды оружия в космосе?»

Неплохо уже то, что представители гражданского сектора на симпозиуме подняли вопросы об обновлении договора о сдерживании гонки космических вооружений. Дело за Пентагоном, но пока его представители и не думают призывать к этому. Скорее наоборот: они всячески ставят перед корпорациями задачи разработки новых видов космического оружия. Рисуют губительные для мира и планеты сценарии первых атак на космические спутники и призывают Конгресс США не жалеть денег на исследования новых видов космического вооружения. Не для этого же было создано Космическое командование США.

Иннокентий Вишневский