ФОТО: CHRISTIAN SPICKER / GLOBALLOOKPRESS

Пресс-служба президента России подтвердила факт подготовки встречи между Путиным и Эрдоганом по просьбе последнего. При этом турецкий «султан» ничтоже сумняшеся умудрился нахамить России в ООН, заявив об «аннексии» Крыма и нелегитимности прошедших там выборов, а также активно поучаствовал в откровенно антироссийской «Крымской платформе».

Турецкий волк нам не товарищ

Начнём с главного: Эрдоган России, скажем мягко, не друг и другом никогда не будет. На этом можно было бы и закончить, но, вероятно, ещё не смывший турецкий загар читатель захочет подтверждений. Что ж, президент Турции только что предоставил их на Генеральной ассамблее ООН:

Мы придаём большое значение защите территориальной целостности и суверенитета Украины. Включая территорию Крыма, присоединение которого мы не признаём.

После чего помянул «попираемые права» крымских татар – очевидно, имея в виду тех из них, которые «всего лишь» пытаются устроить на полуострове теракты, а их за это «почему-то» задерживают и сажают. Но при всём при этом Эрдоган усиленно напрашивается в Москву на переговоры к Путину.

Возмущаться столь очевидным двуличием турецкого лидера глупо, ибо сколько волка ни корми, а он всё в лес смотрит. Точнее, смотрит, кого бы можно безнаказанно загрызть и у кого чего отгрызть. Ведь именно на этом и зиждется весь пантюркистский проект Эрдогана по воссозданию почившей в Бозе столетие назад Османской империи.

Нет, мы не осуждаем волка за то, что он ждёт момента, чтобы нас сожрать. Волк есть волк. Важно только держать его всё время на мушке и не поворачиваться спиной. А что касается переговоров – так это как раз в исконно турецкой манере: нашкодить (сбить самолёт, убить посла, поддержать террористов) и тут же, не дожидаясь тумаков, по-быстрому извиниться: мол, не нарочно мы, это всё случайно получилось!

«Это – моё. И то – моё же»

Самая большая ошибка русской дипломатии и политологии – видеть в Турции и её нынешней политике этакие игры регионального масштаба в исполнении возомнившего о себе амбициозного президента. Над Гитлером с его проектами создания Третьего рейха тоже, помнится, поначалу смеялись, не воспринимая всерьёз. Так вот, Эрдоган последовательно строит свой собственный неоосманский «рейх» с последующим неизбежным созданием своего НАТО и… претензией на треть российских территорий.

Как справедливо отметил политолог Евгений Сатановский в своём недавнем выступлении на «Соловьёв-лайф», важно понимать, что турецкие военные объекты в Азербайджане и на Каспии – это уже фактически базы НАТО. По сути, турки намекают НАТО, что это и есть их вклад в «евроатлантическую безопасность». И при этом успокаивают и убалтывают Россию. В реальности сегодня Турция очень много делает для НАТО в плане сдерживания России и Китая, а все заявления США о конфликте интересов с Турцией – лишь дымовая завеса для той же России.

ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД / VK.COM

Но очень скоро, окрепнув, Эрдоган может начать и свою игру. Как когда-то Гитлер. Тем более что турки уже активно пытаются выстраивать отношения с Пакистаном, который, не стоит об этом забывать, на сегодняшний день – единственная ядерная мусульманская держава.

Пакт Алиева – Эрдогана

Важнейшим этапом реализации «пантюркистского» проекта стало недавнее подписание в отторгнутой от армянского Карабаха Шуше (что символично) азербайджанско-турецкого соглашения – «Шушинской декларации» о сотрудничестве. Как отмечает Евгений Сатановский:

Шушинское соглашение между Турцией и Азербайджаном – о нём мало говорят, а зря. На наших глазах возрождается Оттоманская порта, и весьма вероятно, что войну с альянсом, который сколачивают вокруг Эрдогана, застанут по крайней мере мои внуки.

«Шушинская декларация» о всестороннем сотрудничестве подписана 15 июня 2021 года, в день, который обе стороны уже именуют «Днём освобождения азербайджанского народа». Приурочен он ко дню вхождения турецких войск в Баку в ходе гражданской войны столетней давности. Азербайджанские СМИ именуют его не иначе как «освобождением Баку от армяно-большевистской (читай – «русской») оккупации». По случаю праздника состоялся масштабный военный парад, в Шушу прибыл Эрдоган, который назвал её «культурной колыбелью Азербайджана и всего тюркского мира». При этом наши СМИ по совершенно непонятной причине это практически проигнорировали, зато азербайджанские СМИ заявили:

В регионе появился-таки глобальный игрок – если и не равный Москве, то по крайней мере ненамного ей уступающий.

Куда ещё направятся устанавливать «Тюркский мир», очевидно, покажет предстоящий саммит тюркоязычных народов. С высокой вероятностью «наши турецкие партнёры» пойдут за туркменским газом, чтобы газ в Европу шёл именно через Турцию. А если понадобится, то и власть в Туркмении помогут снести. С уверенностью, что Россия в это не вмешается.

Вообще, в Шушинской декларации можно отметить как минимум две статьи, сделанные с явным антироссийским прицелом. Первая – о военном сотрудничестве: «когда для одной из сторон существует опасность нападения со стороны других государств, стороны оказывают помощь». Уже сегодня азербайджанские ВС перекраиваются по турецким лекалам и фактически являются частью турецких ВС. Цель – Великий Туран (общие вооружённые силы, претензии на многие «тюркские» территории, в том числе российские). Другая интересная статья декларации посвящена работе с диаспорами:

Стороны объединят усилия для дальнейшего сотрудничества между турецкой и азербайджанской диаспорами, проживающими в разных странах, для совместных шагов перед лицом общих проблем и для демонстрации постоянной солидарности.

Таким образом, можно считать, что сегодняшняя полуторамиллионная (как минимум) азербайджанская диаспора в России и соответствующее лобби поставлены в прямую зависимость от интересов Турции. То есть де-факто сделаны пятой колонной, от которой в случае чего не знаешь, чего ждать. То есть сегодня на нашем «заднем дворе» в полный рост встал «турецкий фактор» с явным намерением на нас влиять не только извне, но и изнутри. Не говоря уже о том, что сеть протурецких организаций (среди мигрантов – в том числе) раскинута от Калининграда до Владивостока.

Как с горечью констатировал тот же Евгений Сатановский, мы, Россия, видя всё это, только «наблюдаем» и «обращаем внимание». А ведь все делятся на тех, кто действует, и тех, кто «обращает внимание». Причём вторые проигрывают всегда:

Важно, чтобы люди, которые ведут дела с Баку, понимали, что на самом деле они ведут дела с Анкарой. Если они, конечно, не понимают.

Что с того?

Так почему всё же Эрдоган рвётся на переговоры в Москву? Да потому, что Россия постепенно осознаёт исходящую от Неоосманской империи опасность и понемногу начинает отвечать. В комментарии «Первому русскому» востоковед и политолог Каринэ Геворгян отметила:

Взять хотя бы реакцию России на военно-морские турецко-азербайджанские манёвры на Каспийском море, за которыми очень бдительно наблюдала наша Каспийская флотилия. Иран, кстати, тоже напрягся, ибо влезание турок на Каспий – это прямое нарушение Бакинской конвенции. Но главная причина дипломатической активности Эрдогана – это, конечно, полученная им «чёрная метка» по Сирии.

Речь идёт о начавшемся штурме притона протурецких террористов в Сирии – провинции Идлиб. Военно-космические силы утюжат позиции боевиков, а Турции фактически поставлен ультиматум: если не хотят столкновений, пусть без всяких условий выведут свои войска из Сирии. В противном случае российская и сирийская армии в ближайшее время начнут штурм контролируемых турками районов. Эрдоган это услышал и тут же запросил переговоры.

Старая кавказская мудрость «имеешь дело с турком – не выпускай палку из рук» сегодня актуальна как никогда.

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ