ФОТО: ALEXANDR LISKIN / GLOBALLOOKPRESS

Четверть регионов России окончат 2021 год с дефицитом бюджета. Про это заявил заместитель министра финансов Леонид Горнин. Число субъектов с дефицитом существенно сократилось с 2020-го, однако всё равно такой итог не может не огорчать. В отличие от федерального бюджета, контролируемый дефицит которого вполне допустим и даже благотворен, дефицит региональный имеет крайне негативные последствия для финансовой устойчивости субъекта.

Министерство финансов рассказало про ситуацию с бюджетами регионов. Как свидетельствует статистика, субъекты постепенно выходят из острого кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции. В 2020 году 67% регионов нашей страны закончили год с дефицитом бюджета (это вызвано падением доходов и резким увеличением расходных статей в связи с дополнительной нагрузкой на систему здравоохранения и мерами социальной поддержки населения). В этом году, ожидают в финансовом ведомстве, с дефицитом бюджеты сведёт четверть субъектов. Заместитель Антона Силуанова Леонид Горнин объяснил улучшение показателей ростом доходов (на 1,2 трлн рублей) на фоне изменения мировой экономической конъюнктуры в благоприятную сторону.

В данный момент для русского национального хозяйства, действительно, условия как нельзя лучшие. Растут мировые цены на продовольствие (а Россия – один из главных его экспортёров), строительные материалы, продукцию металлургии (увеличение поступлений налоговых сборов с металлургов привело к взрывному росту доходов в Липецкой, Белгородской и Вологодской областях) и, конечно же, углеводороды. Стоимость одного только природного газа уже пробила феноменальную отметку в 740 долларов за 1000 кубических метров на европейских биржах. Причины «газового шока» Царьград разбирал в отдельном материале.

Вместе с тем сам факт, что 25% субъектов не могут свести концы с концами, настораживает. Влияние пандемии может объяснить эту ситуацию лишь частично.

ИНФОГРАФИКА: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

На этом фоне в медиа прошла информация о выделении обещанных президентом Владимиром Путиным инфраструктурных кредитов главным образом для густонаселённых регионов. Ранее об этом уже писал наш телеканал, комментируя лимиты бюджетного кредитования, обозначенные Министерством финансов. Депрессивные субъекты и малые города рискуют остаться ни с чем. Либералы из Минфина уверены: вкладывать нужно туда, где есть вероятность получить быстрый эффект, а не туда, где инвестиции жизненно необходимы. Всего планируется выделить 500 млрд рублей. Инвестиционный план проходит последние стадии согласования.

Зацикленность на агломерациях

Финансовое ведомство находится в плену так называемого агломерационного подхода, в соответствии с которым средства следует выделять территориям с большим числом населения. К середине 2020-х сформируют два десятка агломераций, к началу следующего десятилетия их число планируют довести до 41.

Экономист, директор Центра региональной политики РАНХиГС при президенте России Владимир Климанов в комментарии телеканалу Царьград так пояснил логику чиновников: «Государство должно стимулировать развитие тех регионов, которые могут стать точками роста, фундаментом для будущего развития. Сейчас общепринято, что это развитие агломераций, но есть и другие точки роста – территории опережающего социально-экономического развития, приморские и приграничные территории и так далее. В то же время, помогая одним, обделяют других. Действительно, некая «приоритезация» в выборе крупных инфраструктурных проектов – это очень сложный вопрос, который требует большого политического консенсуса. Таких инфраструктурных проектов сейчас много, некоторые из них существуют уже десятилетия. Ресурсов на всё не хватит. Нужно определиться, что нам важнее».

Что с того?

Либерально-монетаристский подход в региональной политике приведёт к чудовищным последствиям. Россия – самая большая страна в мире. Если финансирование субъектов будет не просто неравномерным, а чрезмерно неравномерным, это приведёт к обезлюживанию и так слабозаселённых пространств. Возможно, Антон Германович не в курсе, что у нас целые федеральные округа имеют плотность населения, вполне сопоставимую с Монголией (два человека на 1 км2) или Гренландией (0,03 человека на 1 км2). В Сибирском ФО на 1 км2 приходится 3,9 человека, в Дальневосточном ФО – 1,17 человека.

Наши либералы не учитывают даже международный опыт. В мире практически нет стран, сопоставимых с Россией по площади. Но возьмём для чистоты эксперимента Канаду – вторую по величине территории в мире, вполне себе либеральное рыночное государство. Двумя наиболее развитыми провинциями являются Северо-Западные территории (0,03 человека на 1 км2) и Нунавут (0,02 человека на 1 км2). Канадцам бы такой Минфин, как у нас! Быстро объяснили бы, что людей со всей страны нужно просто собрать вокруг Торонто и Монреаля – и дело с концом.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ