«Неправильно все это» (с) Солнцепёк

Приобщился к новому отечественному фильму «Солнцепек».
Фильм уже стадии анонса вызывал интерес, так как собирался впервые в российском кино затронуть тему войны на Донбассе. По взрослому так затронуть. Разумеется, есть еще снятая в ЛНР «Ополченочка», но я ее до сих пор никак посмотреть не смог из-за различных мутных историй сопровождавших попытки показов этого фильма.
Само собой, есть еще украинские «опусы про киборгов», но они по уровню нелепости и никчемности находятся где-то на уровне «Крыма» и даже на Украине, они растворились в безвестности.

Так как от российского кино сейчас как правило ничего хорошего не жду, то фильм смотрел скорее с заниженными ожиданиями. Да, разумеется был достаточно неплохой «Турист» https://colonelcassad.livejournal.com/6786841.html про похождения ЧВК «Вагнера» в Африке, но разумеется, где ЦАР, а где Донбасс, который объективно куда как ближе и роднее, чем несчастные негры в Центральной Африке, тем более, что Донбасс до сих пор кровоточит.

И вот, выходит «Солнцепек», сначала в кино, а через недельку на ТВ.
Фильм берется за фактически табуированную в российском кино тему начала гражданской войны на Украине. В свое время, неплохой сериал «Спящие» (за который Быков потом публично каялся перед демшизой), заканчивался тем, что один из главных антагонистов фильма. работавший на иностранную разведку, бежал от ФСБ на Украину. И фильм как бы намекал, что второй сезон будет про гражданскую войну на Украине. Но в итоге вместо этого мы увидели достаточно вялый 2-й сезон про борьбу спецслужб в Африке. В итоге, ждать полноценного кино про Донбасс пришлось более 7 лет.

Фильм рассматривает достаточно узкий период событий — с конца апреля/начала мая 2014 года по конец июня/начало июля 2014 года. Место действия — район Северодонецка, Счастье, Луганск + прилегающие поселки.
Что это за период? Это период перехода гражданской войны на Украине к полноценным боевым действием, с маневренной войной и задействованием крупных контингентов войск. Открытое сопротивление направляемым на Восточную Украину отрядам нацистов началось в начале апреля (формально, отсчет можно вести с того момента, как Болотов снял маску и вскоре занял Луганское СБУ, где было захвачено оружие, а также ПЗРК). Вскоре подтянулся Донецк, а Стрелков со своей крымской группой занял Славянск. В начале фильма практически сразу обозначают период, указывая, что «объявлена АТО», когда Турчинов и Ко всерьез рассчитывали, что используя армию вместе с карательными батальонами, они смогут быстро подавить сопротивление.

Далее, спойлеры. Весь фильм пересказывать не буду, остановлюсь лишь на важных моментах.

[Нажмите, чтобы прочитать]

Если говорить об актерской игре, то неплохо сыгран главный герой, бандеровец из под Львова, ну и конечно Кравченко брутально смотрелся в роли полевого командира. Хороший такой матерый отставник.
С технической точки зрения фильм где-то на уровне «Туриста». К перестрелкам в некоторых эпизодах есть вопросы, графика средненькая, но вместе с тем у фильма отличный цветокор с слегка засвеченной картинкой в дневных сценах, который очень напоминает видео хроники того жаркого лета. Некоторые кадры с проездом машины по городу напоминают кадры, которые нам присылал «Лыня» возивший грузы через «ноль» и Изварино на Краматорск и Славянск. Да в принципе те кто читают блог с 2014-го года и так могли прекрасно видеть различные видео на тему.

Ополченцы похожи на ополченцев (костюмеры постарались), каратели из карательного батальона на карателей из карательного батальона, американские ЧВКшники на американских ЧВКшников, а люди Вагнера на людей Вагнера. С учетом того, что фильм явно вдохновлялся хроникой 2014-го года, общее впечатление от того, что показывают в кадре, вполне себе неплохое. Все это дополняется неровным музыкальным рядом, с использованием аранжировок классической музыки. Не всегда уместно, но в целом это работает, особенно в паре трагических сцен.

Ну и если говорить по итогам, то на мой субъективный взгляд, это пока что лучший отечественный фильм в этом году. Он не идеален, он неровен, но за смелось в попытке раскрыть острую и наболевшую тему, он явно заслуживает внимания. Это не проходная конъюнктура на отвали, фильм действительно поднимает важные и наболевшие вопросы. И главный символ этих вопросов — изорванный российский флаг на баррикаде у разбомбленного здания ОГА в Луганске. Флаг очевидно символизирует изорванные надежды тех людей, которые встали на Донбассе весной 2014-го года, стремясь в Россию также, как это делали Севастополь и Крым.
Вопросы с этим связанные периодически поднимаются, но до сих пор не решены. Спустя 7,5 лет. А ведь они касаются наших людей. Годы прошли, но люди и их надежды никуда не делись. С этим надо что-то делать.
Поэтому с одной стороны фильм безусловно сильно запоздал, но он нужен и важен, что позволяет закрыть глаза на его недостатки и акцентировать внимание на его достоинствах.

Смело рекомендую к просмотру.
Не обязательно, что он вам так уж сильно понравится, но было бы очень странно, если вас интересует тема Донбасса и Украины не посмотреть данную ленту. Черт его знает, когда нечто подобное еще снимут.