«Неправильно все это» (с) Солнцепёк
Приобщился к новому отечественному фильму «Солнцепек».
Фильм уже стадии анонса вызывал интерес, так как собирался впервые в российском кино затронуть тему войны на Донбассе. По взрослому так затронуть. Разумеется, есть еще снятая в ЛНР «Ополченочка», но я ее до сих пор никак посмотреть не смог из-за различных мутных историй сопровождавших попытки показов этого фильма.
Само собой, есть еще украинские «опусы про киборгов», но они по уровню нелепости и никчемности находятся где-то на уровне «Крыма» и даже на Украине, они растворились в безвестности.
Так как от российского кино сейчас как правило ничего хорошего не жду, то фильм смотрел скорее с заниженными ожиданиями. Да, разумеется был достаточно неплохой «Турист» https://colonelcassad.livejournal.com/6786841.html про похождения ЧВК «Вагнера» в Африке, но разумеется, где ЦАР, а где Донбасс, который объективно куда как ближе и роднее, чем несчастные негры в Центральной Африке, тем более, что Донбасс до сих пор кровоточит.
И вот, выходит «Солнцепек», сначала в кино, а через недельку на ТВ.
Фильм берется за фактически табуированную в российском кино тему начала гражданской войны на Украине. В свое время, неплохой сериал «Спящие» (за который Быков потом публично каялся перед демшизой), заканчивался тем, что один из главных антагонистов фильма. работавший на иностранную разведку, бежал от ФСБ на Украину. И фильм как бы намекал, что второй сезон будет про гражданскую войну на Украине. Но в итоге вместо этого мы увидели достаточно вялый 2-й сезон про борьбу спецслужб в Африке. В итоге, ждать полноценного кино про Донбасс пришлось более 7 лет.
Фильм рассматривает достаточно узкий период событий — с конца апреля/начала мая 2014 года по конец июня/начало июля 2014 года. Место действия — район Северодонецка, Счастье, Луганск + прилегающие поселки.
Что это за период? Это период перехода гражданской войны на Украине к полноценным боевым действием, с маневренной войной и задействованием крупных контингентов войск. Открытое сопротивление направляемым на Восточную Украину отрядам нацистов началось в начале апреля (формально, отсчет можно вести с того момента, как Болотов снял маску и вскоре занял Луганское СБУ, где было захвачено оружие, а также ПЗРК). Вскоре подтянулся Донецк, а Стрелков со своей крымской группой занял Славянск. В начале фильма практически сразу обозначают период, указывая, что «объявлена АТО», когда Турчинов и Ко всерьез рассчитывали, что используя армию вместе с карательными батальонами, они смогут быстро подавить сопротивление.
Далее, спойлеры. Весь фильм пересказывать не буду, остановлюсь лишь на важных моментах.
Если говорить об актерской игре, то неплохо сыгран главный герой, бандеровец из под Львова, ну и конечно Кравченко брутально смотрелся в роли полевого командира. Хороший такой матерый отставник.
С технической точки зрения фильм где-то на уровне «Туриста». К перестрелкам в некоторых эпизодах есть вопросы, графика средненькая, но вместе с тем у фильма отличный цветокор с слегка засвеченной картинкой в дневных сценах, который очень напоминает видео хроники того жаркого лета. Некоторые кадры с проездом машины по городу напоминают кадры, которые нам присылал «Лыня» возивший грузы через «ноль» и Изварино на Краматорск и Славянск. Да в принципе те кто читают блог с 2014-го года и так могли прекрасно видеть различные видео на тему.
Ополченцы похожи на ополченцев (костюмеры постарались), каратели из карательного батальона на карателей из карательного батальона, американские ЧВКшники на американских ЧВКшников, а люди Вагнера на людей Вагнера. С учетом того, что фильм явно вдохновлялся хроникой 2014-го года, общее впечатление от того, что показывают в кадре, вполне себе неплохое. Все это дополняется неровным музыкальным рядом, с использованием аранжировок классической музыки. Не всегда уместно, но в целом это работает, особенно в паре трагических сцен.
Ну и если говорить по итогам, то на мой субъективный взгляд, это пока что лучший отечественный фильм в этом году. Он не идеален, он неровен, но за смелось в попытке раскрыть острую и наболевшую тему, он явно заслуживает внимания. Это не проходная конъюнктура на отвали, фильм действительно поднимает важные и наболевшие вопросы. И главный символ этих вопросов — изорванный российский флаг на баррикаде у разбомбленного здания ОГА в Луганске. Флаг очевидно символизирует изорванные надежды тех людей, которые встали на Донбассе весной 2014-го года, стремясь в Россию также, как это делали Севастополь и Крым.
Вопросы с этим связанные периодически поднимаются, но до сих пор не решены. Спустя 7,5 лет. А ведь они касаются наших людей. Годы прошли, но люди и их надежды никуда не делись. С этим надо что-то делать.
Поэтому с одной стороны фильм безусловно сильно запоздал, но он нужен и важен, что позволяет закрыть глаза на его недостатки и акцентировать внимание на его достоинствах.
Смело рекомендую к просмотру.
Не обязательно, что он вам так уж сильно понравится, но было бы очень странно, если вас интересует тема Донбасса и Украины не посмотреть данную ленту. Черт его знает, когда нечто подобное еще снимут.
Нет Комментариев