ФОТО: RAFAEL TRAFANIUC / SHUTTERSTOCK

В леднике на Тибете учёные обнаружили 28 неизвестных вирусов, вмёрзших в лёд 15 тысяч лет назад. Этих сочли не опасными для заражения людей древними неизвестными болезнями. Но ледники тают – и учёные не исключают, что когда-то на волю из них вырвется действительно смертоносный штамм, несущий гибель всему человечеству…

То есть… могу ли я так подытожить наш разговор: главный вывод в том, что никто ничего точно не знает и возможно что угодно?

Такой вопрос задал я в конце небольшого интервью Царьграда с одним из ведущих учёных страны, занимающимся в одном из академических институтов биохимическими и бактериальными исследованиями.

Ну, конечно, конечно,

– ответил он, занимающий достаточно высокое место в гласной и негласной табели о рангах в своей сфере науки, а потому попросивший сохранить его анонимность, коли уж я настаиваю на не ограниченном научной корректностью разговоре.

А тема этого разговора была более чем интригующей – грозит ли человечеству смерть из-подо льда…

В мирно спящих ледниках…

Поводом для беседы стало недавнее открытие международной группы учёных, статья о котором опубликована в высокорейтинговом, из списка Q1 (то есть в первой четверти по качеству научной прессы), журнале Microbiome. Издание реально серьёзное: издаётся в Оксфорде, а импакт-фактор (показатель цитируемости) его больше 12. Что много.

То есть перед нами – не дутая сенсация, придуманная группкой фриков, не какие-то ханурики, решившие хайпануть на том, чтобы попугать доверчивую публику. Конечно, и у научных журналов ныне бывают хулиганствующие в Сети двойники, но в данном случае и сама опубликованная статья выглядит вполне научно. По канонам, что называется. Да и сенсаций в ней учёные не сочиняют.

Но само содержание статьи вызывает некую насторожённую пустоту внутри тела, каковая бывает перед боем и при ощущении надвигающейся опасности.

Речь вот о чём.

В ледяной шапке в горах Гулия на Тибетском плато группа из 12 учёных разных стран обнаружила 33 штамма вирусов, из которых 28 представляли дотоле неизвестные роды

и ни один вид не имел общего с 225 экологически разнообразными виромами.

Виромы – это вирусная часть микробиома, то есть суммы всех микроорганизмов в определённой среде, включающей также бактерии и грибки (микобиомы).

Тут важно оговориться, что вирусы-виромы бывают не только смертельно вредными, но и – самой большой, самой разнообразной и самой динамичной частью микробиома – нейтральными, а то и полезными. Потому что питаются бактериями, среди которых тоже вредоносных весьма немало.

Так вот, такие бактериофагы в тибетском леднике и обнаружили – в составе найденных там же бактериальных групп. И после исследований их геномов выявилось четыре вспомогательных метаболических гена, кодируемых вирусом, которые привели исследователей к выводу, что эти

вирусы потенциально облегчают получение питательных веществ для своих хозяев.

Можно выдохнуть? Не возбудителей чумы извлекли из ледяного анабиоза, а милых няшечек, облегчающих процесс пищеварения?

Да, конечно. Можно. Пока.

Потому что, сообщают учёные,

Микробы, идентифицированные в ядрах ледников, потенциально представляют микробы в атмосфере во время их осаждения и коррелируют с колебаниями концентраций пыли и ионов.

То есть витали наши няши в воздухе, пока не вмёрзли в лёд 15 тысяч лет назад. А что у нас было 15 тысяч лет назад? А стоял у нас климатический период, получивший название «Ранний дриас». И это было время максимального похолодания после вислинского (оно же вюрмское, оно же валдайское) оледенения на севере Европы. Тотальный ледник на севере Евразии был уже меньше своего максимального значения ранее, но всё ещё подмораживал планету прилично.

Флора и фауна в эту эпоху в целом были похожи на нынешние, но тогда же заметно распространились такие крупные звери, как млекопитающие: пещерная гиена, шерстистый носорог, пещерный медведь и шерстистый мамонт. А вот человеческая популяция вовсе не с приветственными транспарантами встречала наступление дриасовых ледников. Масса народу просто банально мрёт. А среди женщин – вообще демографический коллапс. И кто теперь скажет, только ли льды и хищники – в населявшихся теми же гиенами пещерах попадаются останки людей, – устроили этот геноцид? Не приложили ли к нему руку – или что там у них ею служит – смертоносные вирусы? В конце концов, зима круглый год – самое время для нескончаемых ОРВИ…

Что может вырваться на волю из древнего сна

А некоторые бактерии, указывают учёные, не только сохранялись более 750 тысяч лет в очень старом замёрзшем леднике, но и успешно культивированы. Под контролем, конечно, в режиме полной безопасности – но ведь не везде присутствуют исследователи, собирающие древнюю заразу в интересах науки. Некоторые бактерии, что сохраняются в виде спор во льду, могут получить свободу, не спрашивая человеческого согласия. А вместе с ними – и вирусы. Могут ли среди них оказаться смертельно опасные для человечества?

Во всяком случае,

обнаружено, что вирусы распространены в изобилии, по прогнозам, заражают доминирующих членов микробного сообщества и кодируют вспомогательные метаболические гены, которые позволили хозяину адаптироваться к экстремальным холодным и солёным условиям.

То есть в переводе на простой человеческий язык, вирусы, что пока «депонированы» в ледниках, в состоянии заражать микробиом и менять геномы его членов. То есть наряду с опасностью однажды проснуться в мире, где вспыхнула древняя, не «лечибельная» чума, есть опасность получить от высвободившихся вирусов ещё и генетические кодировки неизвестного характера…

Да?

Ну, если до сих пор неизвестно, откуда коронавирусы пошли – а удивляет ещё, что их штаммы практически одновременно в разных регионах возникли, – не исключено, что это связано с глобальным потеплением и таянием каких-то подземных льдов,

– размышляет собеседник Царьграда, член-корреспондент РАН, между прочим.

По крайней мере, есть такая идея, говорит он. А что во льдах можно найти микроорганизмы – это известный факт. И в принципе, всё что угодно можно найти.

Но может ли передаться от них какая-то смертельная болезнь – всё же те вирусы были приспособлены к той среде и к тому климату? А ныне и люди стали другими – не кроманьонцы уже, на мамонтов охотившиеся…

А этого никто не знает точно, утверждает учёный. По крайней мере, безопасность такой передачи пока не доказана. Так что может передаться что угодно.

Этого никто не знает на самом деле – насколько быстро микроб адаптируется к другим хозяевам. Но базовые биомолекулы у человека всегда были и есть, были у предков и есть у нас. Так что ничего исключать нельзя,

– сделал не самый оптимистичный вывод собеседник Царьграда.

Что с того нам? А то, что в одном учёные точно сходятся: дальнейшее таяние ледников не только приведёт к потере древних, архивированных микробов и вирусов, но и высвободит их в окружающую среду. И нам с этим жить. Или умирать.