Избрание председателя экспертного совета ОУЗС, главного редактора РИА Катюша Андрея Цыганова руководителем комиссии по борьбе с деструктивным контентом Общественного совета при Роскомнадзоре произвело заметный эффект в средствах массовой информации. Поспешим успокоить наших либеральных оппонентов: распорядительных полномочий и возможности чего-то запретить у нас, к сожалению, пока нет. Тем не менее, комиссия может стать важной площадкой для сбора предложений экспертов по информационной безопасности и родительских организаций и одновременно способом доведения их до регулятора. А значит, и опосредованного влияния на регулирование токсичной информационной среды, которую вполне уместно сравнить с информационным оружием глобального противника.

Согласно Положению об Общественном совете при Роскомнадзоре, комиссии и рабочие группы могут заниматься общественной экспертизой проектов нормативно-правовых актов РКН, готовить предложения по изменению законодательства, делать выборочный анализ ответов федеральной службы гражданам и организациям, участвовать в подготовке экспертного доклада РКН раз в году, а также запрашивать информацию и представлять предложения.

Общественный совет при РКН был создан осенью прошлого года, первое протокольное совещание состоялось в конце мая. На нем А. Цыганов тут же и предложил создать комиссию по борьбе с деструктивным контентом.

Теперь это решение утверждено Общественным советом. На формирование комиссии отведен один месяц. Свою заинтересованность в сотрудничестве с комиссией уже высказали несколько членов ОС и множество представителей общественных родительских организаций.

Андрей Цыганов на заседании ОС заявил: «Хотя ст. 71 Конституции относит информацию, информационные технологии и связь к ведению Российской Федерации, в реальности интернет, особенно социальные сети и онлайн-игры, а равно многие СМИ, являются, по сути дела, территорией противника, транслируя и навязывая нашим детям чуждую нам систему ценностей, а также занимаясь неконтролируемым сбором персональных данных. Неслучайно советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий говорил о «ментальной войне», а Киберстратегия США 2018 года рассматривает ограничения любого сегмента глобальной паутины как посягательство на национальные интересы США. Большинство сетей и онлайн-игр размещены на западных серверах — поэтому у властей РФ такие большие проблемы с применением «закона Яровой», закона о самоцензуре соцсетей и др.

Мало того, нас приучили к тому, что Роскомнадзор не уполномочен принимать идеологически мотивированные решения о запрете доступа к деструктивному контенту. С откровенно криминальной информацией вроде призывов к терроризму или групп закладчиков наркотиков власти более-менее научились бороться, хотя и недостаточно эффективно. Например, в УНК МВД и РКН созданы «горячие линии», на которые может обратиться любой гражданин и с помощью которых можно оперативно заблокировать информацию о наркотиках. А вот на деструктивный контент — идиотские мультики и «челленджи», отупляющий юмор, дегенеративную музыку, пошлость на грани порнографии, пропаганду половых извращений, абортов, чайлд-фри и прочих антисемейных «ценностей», криминального и потребительского образа жизни — у государства не хватает ни сил, ни зачастую полномочий. При этом заполненные таким содержимым группы и сообщества как правило являются т.н. «воронками вовлечения» в более страшные вещи — от наркомании до самоубийств. Системной работы с ними на уровне государства не ведется (ответственность за такого рода развращение детей если и существует, то весьма незначительная — как правило, это штрафы в пределах 50 тысяч рублей) — есть лишь активность гражданского общества в лице, в п.о. родительских организаций, которая далеко не всегда бывает поддержана государством. Между тем, у нас есть Конституция, Стратегия национальной безопасности, наконец¸ законодательство об иностранных агентах и др».

В качестве примера неэффективности действующего правового инструментария А. Цыганов привел историю борьбы родительских организацией с группой «Дети 404», пропагандирующей извращения среди детей. Эта группа неоднократно удалялась российскими судами, но администрация сети ВКонтакте всякий раз ее восстанавливала. Другой пример: церемония вручения премии Муз-ТВ весной этого года, во время которой были нарушены сразу несколько статей уголовного и административного кодексов. Институт Общественного уполномоченного по защите семьи даже подготовил специальное заявление о лишении лицензии Муз-ТВ, однако Роскомнадзор не нашел оснований для этого, направил в МВД материал для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 6.21 КОАП (штраф в 50 тыс рублей).

Между тем, по словам А. Цыганова, львиная доля т.н. развлекательного контента формируется и размещается на площадках, контролируемых нерезидентами — которые вполне можно признать иностранными агентами, поскольку их разрушительное воздействие на молодежь зачастую гораздо опаснее, чем влияние СМИ и оппозиционных пабликов.

Еще более опасны практически неконтролируемые государственными службами онлайн-игры и т.н. «челленджи» (особенно много их в ТикТоке), которые зачастую, если не как правило, направлены на втягивание детей и подростков в деструктивное поведение и субкультуры типа АУЕ.

По словам Андрея Цыганова, необходимо расширять понятие информационной безопасности, включая туда медицинский аспект, подключать психиатров и специалистов по возрастной психологии.

Кстати говоря, это в равной степени касается и втягивания детей в образовательные эксперименты типа ЦОС или Сберкласс (одним из акционеров которого является американская корпорация Альфабет, владеющая Google, поэтому не удивительно, что программа Сберкласс героизирует Рокфеллера, Билла Гейтса и им подобных). Даже ВОЗ признаёт игроманию видом зависимости, а многие западные психиатры, такие, как Манфред Шпитцер, открыто говорят о массовом аутизме и даже цифровом слабоумии как последствиях цифровизации образования. В России подобных исследований на государственном уровне не ведется, а Минпросвет, Росмолодежь и др. госструктуры, напротив, пытаются загнать в интернет и в частности в тот же ТикТок и онлайн-игры педагогов и учеников.

Все эти тезисы в том или ином виде постоянно поднимаются представителями родительских организаций и экспертами. В частности, 11 июня, как уже рассказывала «Катюша», в Общественной палате состоялся «круглый стол», посвященный борьбе с деструктивным контентом. На нем выступили целый ряд замечательных экспертов, психиатров, юристов, информационщиков, представителей родительских объединений.

Многие из них уже дали предварительное согласие на сотрудничество с созданной комиссией ОС при РКН.

Глава Роскомнадзора Андрей Липов заявил о заинтересованности ведомства в получении обратной связи от общества, в т.ч. в виде предложений новой комиссии по совершенствованию нормативной базы — как законодательства, так и подзаконных актов (имеющих публично правовой характер).

Считаем, что грех не воспользоваться таким предложением. По решению совета института Общественного уполномоченного по защите семьи ОУЗС, мы завтра откроем специализированную электронную почту для ваших предложений в комиссию по борьбе с деструктивным контентом.

[email protected] (присылайте ваши предложения с 28.07.2021 г.)

Пишите! Постараемся отбирать лучшие и наиболее эффективные предложения, и сделать процесс нормотворчества максимально открытым для общества.

РИА Катюша