Турция попала в серьёзную геополитическую ловушку, предъявив амбицию остаться в Афганистане и тем самым ещё сильнее повысить свой статус. Талибы мягко, но непреклонно указали Эрдогану в Кабуле на дверь, и теперь у султана дилемма: уйти без войны и потерь или уйти с войной и потерями.

Очевидно одно – талибы Эрдогана перемелят в муку, если тот вздумает упираться и, играя на общемусульманской идентичности, пытаться обхитрить и НАТО, и талибов, и остаться в Кабуле вопреки воле новых афганских правителей. Как только начнутся первые выстрелы, Эрдоган будет вынужден отвечать, а это война с гарантированным поражением. Уход же без войны – это такая демонстрация слабости, которая грозит султану катастрофой на всех других фронтах.

И самое тяжёлое в том, что нет никаких компромиссных вариантов, сохраняющих лицо султану. Талибы непреклонны, они не оставят ни за что в Кабуле неподконтрольную территорию. Тем более аэропорт. Эрдоган с каждым днём затягивания ухода увязает в болоте, которое его похоронит.

Если Эрдоган начнёт войну с талибами, то для него всё плохо – для вывода его из Турции придётся собирать международную группу в виде посредников. То есть Эрдоган проиграет не только талибам, но и американцам, французам, немцам и англичанам, которые в эту группу напросятся для защиты Эрдогана от французов. Такую пощёчину Эрдогану не простят дома, а если его ещё втянут в перестрелки в Сирии и на Кавказе, то поражение на одном из фронтов скажется на положении на всех прочих.

Эрдогану уже не выйти из ситуации без потери лица. Лучше всего ему сейчас, по сути, получив ультиматум от талибов, затянуть их в переговоры и потом выходить из Кабула частями, передавая охрану братьям-талибам и подав всё как жест доброй воли и одолжение. Но учитывая то, что «Остапа понесло», вспоминается другая цитата из тех же классиков: «Клавдия Ивановна была глупа, и её преклонный возраст не позволял надеяться на то обстоятельство, что она когда-нибудь поумнеет».

Лучше всего было не доводить до ультиматума и прозондировать тему у талибов до громких заявлений. Но Эрдоган эту остановку проскочил. Теперь ему придётся столкнуться с конфликтом с единоверцами, в котором он проиграет. Это конец неоосманского и пантюркистского проекта.

Все понимали, что Эрдоган близок к тому, чтобы сломать себе шею, но то, что его похоронят талибы, предвидеть не мог никто. Петля на шее Эрдогана в Кабуле затягивается всё туже, но пока он в это не верит и полагается на удачу. Крах турецкого Шерхана от афганских Маугли превратит Эрдогана в политический труп. Когда Аллах решает наказать, он лишает рассудка.

ТГ Русский Демиург