ВСУ продолжают целенаправленно заниматься дестабилизацией обстановки на линии соприкосновения на Донбассе – после затишья, которое продолжалось менее недели, украинская армия совершила новое преступление.

Утром в понедельник, 21 июня, 28 бригада ВСУ открыла огонь из 120-мм миномётов по позициям Народной милиции ДНР в районе посёлка Лозовое. В результате обстрела трое военнослужащих Народной милиции были убиты, один получил тяжёлые ранения.

Через полчаса был обстрелян посёлок Старомихайловка, затем опять Лозовое и вновь Старомихайловка.

После того, как был согласован «режим тишины» с украинским представительством в СЦКК (на уровне руководства СЦКК!), за жертвами обстрела была отправлена эвакуационная группа и санитарный автомобиль.

Однако украинская сторона в очередной раз доказала, что не намерена считаться с «режимами тишины» и следовать каким-либо договорённостям.

«Эвакуационная группа, следовавшая на санитарном автомобиле за раненым и телами погибших, была вероломно обстреляна со стороны Красногоровки из СПГ-9. В результате один защитник ДНР погиб и четверо получили ранения. Особый цинизм этого преступления заключается в том, что огонь по санитарному автомобилю, на котором были нанесены медицинские опознавательные знаки, вёлся целенаправленно. Противник не мог не знать о его гуманитарном предназначении. Кроме того, о времени и маршруте движения санитарного автомобиля украинская сторона была предупреждена заранее»,

– говорится в экстренном сообщении Управления Народной милиции ДНР.

В заявлении отмечается, что ранее не было случаев, когда при объявлении «режима тишины» ВСУ обстреливали санитарные автомобили, что является грубым нарушением международного гуманитарного права.

И если раньше всё-таки удавалось договариваться с украинской стороной о каком-то взаимодействии при срочном ремонте коммуникаций или для эвакуации пострадавших, то отныне ни у кого не будет уверенности в том, что украинские военные сдержат слово и обеспечат безопасность коммунальным службам или медикам.

Действительно, раньше не было случаев, когда согласованный на уровне руководства СЦКК «режим тишины» нарушался. Тем не менее за все годы войны было восемь случаев, когда ВСУ обстреливали санитарные автомобили: пять случаев на территории ДНР,  три – на территории ЛНР. Во всех случаях санитарные автомобили имели специальную маркировку и другие опознавательные знаки, в том числе красные кресты. Почти во всех случаях были пострадавшие среди медицинского персонала, которые спешили на помощь раненым.

Сегодня в Народной милиции не исключают вероятность того, что целью этого преступления была провокация – вызвать ответный огонь со стороны республики, чтобы обвинить в нарушении перемирия.

После того как санитарный автомобиль попал под обстрел, пришлось договариваться заново – уже через представителей ОБСЕ, поскольку руководству украинского представительства в СЦКК веры больше нет.

«ДНР в СЦКК через СММ ОБСЕ был направлен официальный запрос украинской стороне в СЦКК с требованием обеспечить устойчивый решим тишины и гарантии безопасности для повторной попытки эвакуации погибших и раненых. Более двух часов было потеряно в ожидании письменного подтверждения гарантий безопасности от украинской стороны в СЦКК также через посредника – СММ ОБСЕ»,

– сообщили в представительстве ДНР в СЦКК.

В представительстве ДНР в СЦКК расценивают всё произошедшее 21 июня как провокацию, «направленную на срыв действующих договорённостей, в том числе о координационном механизме, предусмотренном Мерами по усилению режима прекращения огня». Всё это ещё раз демонстрирует реальные намерения Киева в отношении Донбасса, не сомневаются в Донецке.

«Украинская сторона открыто демонстрирует саботаж достигнутых договорённостей: длительный переговорный кризис, обусловленный блокированием представителями Киева всех ключевых вопросов повестки дня, усугубляется жестокими вооружёнными провокациями на линии соприкосновения. В то время как все страны-гаранты, а также США признали, что Минские соглашения являются безальтернативными и должны быть выполнены, Украина намеренно обостряет ситуацию, удовлетворяя свои политические амбиции ценой жизней людей»,

– говорится в заявлении МИД ДНР.

Тем не менее все «западные партнёры» уже в один голос говорят Киеву – Минские соглашения придётся выполнять. Но Киев не желает этого делать, хотя и понимает, что выхода нет, но всё-таки пытается найти лазейку.

С одной стороны, «по Минским соглашениям необходимо работать, других нет», признаёт секретарь СНБО Украины Алексей Данилов, с другой стороны, «мы их не выполним в том виде, в котором они есть, это полный абсурд». Следовательно, Минские соглашения нужно попробовать изменить, уверен Данилов. Но сама заместитель генсека Госдепа Виктория Нуланд напоминает:  других документов нет, будем работать с тем, что есть.

Вот и спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков вынужден согласиться – других вариантов нет, придётся выполнять.

«Мы много критикуем вообще «минский формат», «нормандский формат». Но объективно альтернативу этому ни вы, ни я сегодня предложить не можем. Если критикуешь, ты должен давать альтернативное предложение. Сегодня такого нет. Сегодня есть два варианта – продолжать работать в рамках «Минска» и ТКГ. Или просто сказать: всё, мы закрыли и ушли на фронт»,

– признаёт Разумков.

Однако преступления ВСУ всего-то за один день – 21 июня – в канун 80-летия начала Великой Отечественной войны получили своё продолжение в районе Донецкой фильтровальной станции, где украинские военные из 72-й бригады ВСУ устроили очередное развлечение – стреляли по автобусу, который вёз дежурную смену на ДФС. Напомним, станция обеспечивает водой население по обе стороны от линии разграничения, в том числе и позиции украинских военных. Что важно, этот обстрел пришлось зафиксировать наблюдателям ОБСЕ.

Завершился этот длинный день 21 июня международной акцией «Свеча памяти», которая стартовала в Парке культуры и отдыха имени Ленинского Комсомола Донецка. Участники акции зажгли 5 тысяч свечей, выложив из них слово «Слава» и пятиконечную звезду. Акция посвящена 80-летию со дня начала Великой Отечественной войны и пройдёт во всех регионах России.

В Донецке считают символичными совершённые преступления ВСУ в канун 22 июня – Дня памяти и скорби.

И напоминают Киеву: за 22 июня 1941 года следует 9 мая 1945-го.

Полина СУДОПЛАТОВА