Кстати, сегодня с @vasilievodessa вспоминали нашего земляка белогвардейского полковника Евгения Эдуардовича Месснера — теоретика и практика войны, который давно предвидел смену методов ведения боевых действий. Например предсказал парадокс «ядерного сдерживания», при котором гонка вооружений не приводит к вооруженному конфликту. Ещё в 50-х годах он придумал термин «мятежевойна», под которым понимал религиозные, расовые и идеологические конфликты, которыми будут заменены боевые действия:

«В прежних войнах важным почиталось завоевание территории. Впредь важнейшим будет почитаться завоевание душ во враждующем государстве. Воевать будут не на двухмерной поверхности, как встарь, не в трехмерном пространстве, как было во времена нарождения военной авиации, а в четырёхмерном, где психика воюющих народов является четвёртым измерением…»; «Воевание повстанцами, диверсантами, террористами, саботажниками, пропагандистами примет в будущем огромные размеры…»

Собственно, мятежевойна это то, что мы сейчас называем гибридной.

«…создалась новая форма вооруженных конфликтов, которую назовем МЯТЕЖЕВОЙНОЙ, в которой воителями являются не только войска и не столько войска, сколько народные движения. Этот новый феномен подлежит рассмотрению с разных точек зрения, и в первую очередь с психологической: если в войнах классического типа психология постоянных армий имела значение, то в нынешнюю эпоху всенародных войск и народных воюющих движений психологические факторы стали доминирующими. Народное войско — психологический организм, народное движение — сугубо психологическое явление. Война войск и народных движений — мятежевойна — психологическая война.

— Мятеж — имя третьей всемирной. Буэнос-Айрес, 1960″

Самый важный труд Месснера «Всемирная мятежевойна». Там достаточно прочитать оглавление, чтоб убедиться насколько современные у него мысли. Только беспилотников вроде нет.

Васильев говорит, что его мемуары написаны отличным языком одесской литературной школы. Типа Катаева. Собственно, он из этой тусовки и был — вместе играли по тогдашней моде в футбол, занимались велоспортом. Потом несколько войн и эмиграций.

По итогу Месснер стал большим пессимистом, как и я, например. Прямо так и писал: готовьтесь к худшему, не будет неожиданностей.

Русский ориенталист