Огромные степные земли, некогда принадлежавшие Крымскому ханству, были присоединены к Российской империи в результате двух русско-турецких войн 1768 – 1774 и 1787 – 1791 гг.

Придумывая название новоприобретённому краю, Екатерина II выбрала вариант «Новороссия». Общеизвестно, что бывшая немецкая принцесса была пламенной русской патриоткой, которая стремилась утвердить русское влияние в регионе, прежде бывшем Диким полем. С 1764 года название закрепилось в официальных документах, хотя до полного присоединения края было еще далеко.

Карта губерний Новороссии
Карта губерний Новороссии

Меня всегда поражал масштаб замыслов императрицы, которая не только разгромила векового врага России (Крымское ханство), но и положила предел притязаниям Турции (Османской империи) на мировое господство. В 1683 году османы стояли под стенами Вены, создавая угрозу всей европейской цивилизации, а спустя столетие русские войска без особых усилий громили их на собственной территории, приближаясь к Константинополю. Нет никаких сомнений, что, проживи Екатерина две жизни, история Османской империи закончилась бы в начале XIX столетия. К сожалению, наследники Екатерины оказались недостойными продолжателями дел великой императрицы, свернувшими многие её замыслы. В полном объёме к планам разгрома Турции Россия вернулась лишь накануне Первой мировой.

До самого крымского Перекопа земли Новороссии представляли собой сплошную безлюдную степь с чрезвычайно плодородной землей. Крымские татары, жившие грабежом и работорговлей, не стремились к развитию края. Более того, их постоянные набеги на окраинные русские земли создавали препятствие для заселения территории. По этой причине России, ликвидировавшей Крымское ханство, фактически пришлось начинать колонизацию региона с нуля, вкладывая огромные финансовые средства.

Турецкое «наследство» изначально многими в России воспринималось как сомнительное достижение, единственным плюсом которого была ликвидация крымских набегов. Потребовался административный гений Екатерины и её наместников, чтобы переломить ситуацию. Упор был сделан на плодородие края, которое привлекало многочисленных колонистов как из внутренних российских губерний, так и из внешних пределов. В Новороссию потянулись выходцы из Малороссии и Великороссии, балканских стран, находящихся под гнётом османов, а также немецкие колонисты. Уже на первом этапе это принесло огромный положительный эффект, закреплённый последующим обустройством.

Впечатляет список новороссийских городов, основанных при Екатерине: Александровск (Запорожье) – 1770 год, Кривой Рог – 1775 год, Екатеринослав (Днепропетровск, ныне Днипро) – 1776 год, Херсон – 1778 год, Мариуполь – 1778 год, Николаев – 1789 год, Одесса –1794 год, Луганск – 1795 год.

Александровск

Херсон

Луганск
Новороссия: Александровск, Херсон, Луганск, конец XIX — начало XX столетия

Безусловно, масштабные преобразования были бы невозможны без талантливых администраторов на местах. Поэтому особняком стоит фигура фаворита Екатерины – Потёмкина, который в некотором смысле считал Новороссию своей вотчиной. Многие начинания Екатерины были воплощением его проектов, благосклонно принимаемых императрицей. Кроме того, постоянное пребывание в Новороссии позволяло Потёмкину прекрасно знать местные проблемы, не всегда заметные из высоких кабинетов.

Князь Григорий Потёмкин-Таврический
Князь Григорий Потёмкин-Таврический

Последующим правителям России не пришлось прилагать много усилий для развития края, они лишь усовершенствовали то, что было создано при Екатерине. Дворянам из внутренних губерний раздавались земли, они перевозили сюда своих крепостных.

При Павле I Новороссийская губерния, упразднённая в 1775 году, была возобновлена. Как известно, император не одобрял внешней и внутренней политики своей матери, что сказалось и на новороссийских делах. При нем не строились новые города, не выдвигались талантливые администраторы.

Пришедший к власти в 1801 году Александр I частично возобновил политику бабушки, главная административная жизнь при нём перенеслась в Одессу. В 1817 году город получил статус «порто – франко» (свободной беспошлинной торговли), что немедленно сказалось на его благосостоянии. Некоторое время градоначальником города был герцог Ришелье, сделавший чрезвычайно много для развития всех сфер жизни местного общества. К концу XIX столетия Одесса – один из крупнейших городов Российской империи.

Одесса, порт, 1900 г.
Одесса, порт, 1900 г.

А что же можно сказать по поводу «украинского фактора» развития Новороссии? Как и иные подданные империи, малороссийские крестьяне переселялись на плодородные земли, однако преимущественно оседали не в городах, а в сельской местности. Это и привело к специфическому феномену – города в Новороссии разговаривали на русском, а в деревнях преобладал малороссийский диалект.

Новороссия в этот же период стала заманчивым убежищем для беглых крестьян, которые учитывали, что местная администрация, особенно в первое время, закрывала глаза на загадочных поселенцев. Впрочем, со временем контроль за ними стал более строгим.

Отдельная тема – евреи. Некоторое время в Российской империи власть пыталась приобщить их к земледелию, поэтому была сделана попытка поселить их на плодородной новороссийской земле. Из этого ничего не вышло, но еврейское население с удовольствием укоренилось в новороссийских городах, где вернулось к традиционным промыслам. В той же Одессе, ставшей торговым центром, предприимчивость еврейского народа оказалась очень востребованной.

Находясь рядом с Малороссией, Новороссия тем не менее так и не стала типичным малороссийским регионом. Это проявилось и во время Гражданской войны, когда в новороссийских городах самостийные тенденции украинофильства в массе своей не приветствовались. Край сохранял (да и сохраняет) свой самобытный облик всю историю своего существования.

Граф Михаил Воронцов
Граф Михаил Воронцов

Григорий Потёмкин стал первым главным администратором края, позднее его дело продолжил граф Михаил Воронцов.

Михаил Семёнович стал генерал-губернатором Новороссии в 1823 году. С его именем связаны многочисленные хозяйственные преобразования на Юге России. Он одновременно занимался множеством полезных дел – виноделием, овцеводством, торговлей. С 1828 года по Чёрному морю начали ходить пароходы, а роль Одессы выросла в разы.

Успешность действий Воронцова определила его долголетие на посту губернатора. Он ушёл с него лишь в 1854 году, провожаемый глубокой любовью местных жителей.

Безусловно, не стоит представлять развитие края только в радужных цветах. Как и в целом по империи, в регионе было предостаточно злоупотреблений, которые тормозили полезные преобразования. Вместе с тем плодородие края и торговля создали Новороссии славу житницы империи.

С середины XIX столетия в крае начала стремительно развиваться промышленность. Особенно отличились в этом плане Юзовка (Донецк) и Луганск. Именно в это время Донбасс стал местным промышленным центром. Соответственно, заверения современных украинских националистов о том, что населения края изначально было только украинским, а русские и прочие в него «понаехали» в советское время, не имеют под собой никаких оснований.

«Выросла Юзовка, как гриб, быстро и незаметно, она растёт не по дням, а по часам, и теперь конца этому росту пока не предвидится. Должно быть, вследствие этой быстроты роста Юзовку как-то и не заприметили, и пока не жалуют ей городского звания…»  – писал в 1899 году корреспондент газеты «Приазовский край». И отмечал: «А между тем и по количеству народонаселения, и по занимаемому пространству, и по своему внешнему виду, а главное, по своему экономическому положению, она давно уже может заткнуть за пояс много, очень много наших уездных русских городов».

«Выросла Юзовка как гриб…»«Выросла Юзовка как гриб…»

«Выросла Юзовка как гриб…»

«Выросла Юзовка как гриб…»
«Выросла Юзовка как гриб…»

Такими темпами Новороссия развивалась до 1917 года, когда её связь с Россией едва не была утрачена.

Украинских националистов, пришедших к власти на Украине в 1918 году, не особенно заботило историческое прошлое Новороссии. Они постарались максимально закрепиться даже на тех землях, где украинское население не было преобладающим.

Попытки «украинизировать» Новороссию при гетмане Скоропадском и Директории не принесли никаких результатов. Население сочувствовало русским белым и красным, которые в тот момент вели ожесточенное противостояние. К сожалению, традиция причислять эти земли к Украине была продолжена большевиками, включившими почти всю территорию Новороссии в состав УССР.

Современная битва за Новороссию – это не просто территориальный конфликт, а борьба русских жителей региона за возвращение в Россию. Это русская земля, обильно политая русской кровью и заселённая усилиями её лучших сынов. Необходимо понимать, что ключи к южной России, как и прежде, лежат именно в Новороссии.

На заглавном фото: фрагмент карты Новороссийской губернии. Источник. «1800. Российский атлас из 43-х карт состоящий и на 41 губернию Империю разделяющий»

Аркадий ВЕРТЯЗИН