Министры иностранных дел Группы семи (G7) провели в Лондоне первое за два года пленарное заседание в очном формате

Участвовали представители Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

По итогам заседания было опубликовано коммюнике. Что касается России, то коллективный Запад заявил о приверженности выполнению антироссийских санкций по Украине, при этом отметив, что выступает за стабильные и предсказуемые отношения с Кремлем. Участники саммита также призвали Москву к прозрачности в военной деятельности и подтвердили поддержку независимости и территориальной целостности Украины «в международно признанных границах, включая территориальные воды».

Группа семи намерена совершенствовать созданный в 2018 году механизм быстрого реагирования (Rapid Response Mechanism, RRM) на угрозы демократии и враждебную деятельность иностранных государств (среди основных угроз RRM выделят внешнее вмешательство в выборы, распространение дезинформации и попытки манипулировать общественным мнением, нарушение основных свобод и прав человека).

«Обмениваясь оценками угроз в реальном времени, перенимая друг у друга наиболее успешные подходы и стремясь координировать действия, мы улучшили коллективное понимание картины угроз и способность наших стран противостоять им, повысили запас прочности наших обществ и теперь можем успешнее оказывать поддержку союзным демократическим странам», — говориться по этому поводу в коммюнике.

Главы МИД условились каждый год публиковать итоговый отчет о работе механизма и актуальных угрозах, которым уделяется особое внимание. Планируется привлечение к работе RRM «международных партнеров, включая НАТО, а также расширение механизма», его аналитических возможностей и активизация обмена информацией между членами G7 в рамках RRM. Особое внимание планируется уделить глубокой проработке вопроса о том, какая деятельность в информационном пространстве может считаться законной.

В документе утверждается, что «злонамеренные иностранные субъекты продолжают попытки подрыва демократии, а некоторые государства стремятся продвигать свои геополитические цели и авторитарные системы правления». Страны G7 выражают стремление совместно «выявлять и сдерживать» подобную деятельность, защищая демократические институты.

Таким образом Запад, во-первых, ставит Россию чуть ли не на первое место среди экзистенциальных угроз, и во-вторых, намерен развернуть массированную информационную кампанию в попытке окончательно дегуманизировать Россию в западном общественном мнении. В частности, обещаны дополнительное финансирование BBC, а также поддержка независимым СМИ, особенно в российском ближнем зарубежье. Учитывая постановку вопроса, можно предположить, что не менее важной задачей Запад видит подрыв стабильности в самой России через идеологические диверсии. В общем, это очень похоже на новую холодную войну.

Эксперты констатируют, что о возвращении сторон к конструктивной дискуссии говорить не приходиться. Россия стала универсальным врагом — под соусом российской угрозы «распиливать» военные бюджеты, создавать подрывные структуры на российской территории, наконец, просто пугать детей. Само собой, это противоречит заявлениям Вашингтона о желательности стабильных и предсказуемых отношений с Москвой. Но эксперты предполагают, что такие заявления делаются для отвода глаз.

Факт в том, что отношения Москвы с Западом находятся на самой низкой точке за очень многие годы. Информационная и политическая эскалация поднялась едва ли не до беспрецедентного уровня. Скорее всего, в ближайшей перспективе следует ожидать, в частности, новых «расследований», дискредитирующих Кремль и российские спецслужбы, которые в свою очередь станут поводом для новых санкций, усиливая антироссийские настроения и на постсоветском пространстве, и в Западной Европе.

Собственно говоря, некие коррективы в такого рода планы может внести ожидаемая встреча Владимира Путина с Джо Байденом. По мнению большинства экспертов, она станет этаким рубиконом в международной политике, определяющим характер дальнейших отношений Запада и России.

По слухам, президенты могут встретиться в Швейцарии, Финляндии или Австрии, поскольку эти страны считаются «нейтральными». Издание Politico со ссылкой на бывших американских чиновников и аналитиков пишет, что наиболее маловероятным считается вариант с Хельсинки, поскольку в 2018 году Путин встречался там с предшественником Байдена — Дональдом Трампом. Результаты той встречи американская сторона оценила негативно, поскольку в ходе нее глава США якобы выразил согласие с тем, что Россия не вмешивалась в президентские выборы страны в 2016, уточняет Politico.

Однако пока все рассуждения о встрече носят гипотетический характер. Непонятно, как садиться за стол переговоров с человеком, который говорит какие-то правильные слова о необходимости взаимодействия, и одновременно действует по отношению к России крайне враждебно.

Если встреча всё-таки состоится, Байден приедет туда как лидер коллективного Запада. Однако этот «коллективный Запад» вовсе не так един, как считают в Белом доме. Что ни говори, а серьезные разногласия между Соединенными Штатами и Европой никуда не делись. Пожалуй, что новый «крестовый поход» против России может и не получиться. Всё явственней проглядывает основная черта современного мира — многополярность. Концерт великих держав, о котором так много говорят на Западе, подразумевает множество партий, гармонично переплетающихся друг с другом, а не монотонную мелодию под угрожающий барабанный бой.+

ПолитАналитика