Нефтехимическая отрасль является одним из столпов белорусской экономики. Она составляет около трети промышленности республики и даёт возможность стране зарабатывать необходимую ей валюту. Любые потрясения в сфере нефтепереработки неизменно сказываются на общем экономическом состоянии Белоруссии. Поэтому и неудивительно, что после событий, связанных с президентскими выборами 9 августа 2020 года, Запад решил нанести свой удар именно по белорусской нефтехимии, рассчитывая таким образом создать в стране дополнительную социальную напряженность.

19 апреля Министерство финансов США отменило действовавший более пяти лет мораторий на санкции в отношении концерна «Белнефтехим» и еще 8 предприятий, входящих в его состав: «Белнефтехим США», НПЗ «Нафтан», «Белшина», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Полоцк-Стекловолокно» и УП «Белорусский нефтяной торговый дом». Сообщалось, что с этими компаниями разрешаются только те операции, которые необходимы для завершения с ними сотрудничества в течение 45-дневного периода, то есть до 3 июня 2021 года. Данные санкции были введены поэтапно еще в период 2006 – 2008 годов под предлогом «нарушения прав человека» в Белоруссии. Однако на волне потепления отношений между Минском и Вашингтоном Белый дом заморозил их в октябре 2015 года и впоследствии продлевал мораторий ежегодно. Теперь же вновь в США решили возобновить прежние ограничения.

Особенностью происходящего сегодня является тот факт, что в отличие от прошлых лет санкции могут серьёзно ударить по белорусской экономике. Это связано не столько с тем, что американским компаниям и гражданам будет запрещено работать с указанными предприятиями, а с опасениями других белорусских партнёров попасть под санкции. В первую очередь речь идет о российских импортёрах нефти.

27 апреля появилась информация о том, что нефтяные компании РФ могут приостановить поставки на Новополоцкий НПЗ «Нафтан», так как это предприятие попало в санкционный список США. «Нафтан» является одним из двух нефтеперерабатывающих заводов Белоруссии (второй находится в Мозыре) с производственной мощностью около 9−10 млн тонн нефти в год, или около половины всего поступающего в страну сырья. Его продукция идёт на внутренний рынок и экспортируется по всему миру. Кроме того, на работе «Нафтана» завязаны некоторые нефтехимические предприятия республики: «Полимир» и «Могилёвхимволокно». Основными поставщиками нефти для белорусского предприятия являются «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «РуссНефть» и «Башнефть». В апреле они поставили на НПЗ в Новополоцке около 685 тыс. тонн сырья.

Несмотря на то, что в концерне «Белнефтехим» опровергли информацию о возможности сокращения поставок, заявив, что предприятие работает в штатном режиме, а американские санкции никак не повлияют на дальнейшую судьбу нефтепереработки страны, события последних дней говорят об обратном. В частности, 3 мая в российской «Транснефти», которая занимается трубопроводными поставками на белорусские НПЗ, сообщили, что поставки нефти из РФ в мае запланированы в объёме только 608 тыс. тонн. Это более чем в два раза меньше, чем в апреле. При этом в компании не уточнили разбивку поставок по каждому из заводов. Однако с учётом апрельских объёмов и имеющейся информации от некоторых источников, сырьё в основном пойдет на Мозырский НПЗ (560 тыс. тонн), а на «Нафтан» – только около 50 тыс. тонн. В сложившихся обстоятельствах возникает закономерны вопрос, действительно ли в России опасаются американских санкций или, как заявляют в Белоруссии, «информация «Транснефти» не противоречит заданиям так, как показывает промежуточные значения транспортировки, которые, как правило, постоянно корректируются в течение полного месяца поставок»?

Точный ответ на данный вопрос сегодня, к сожалению, неизвестен. Официальных комментариев со стороны российских компаний по-прежнему нет, а в Белоруссии продолжают заявлять о том, что санкции США не более чем попытка надавить на руководство республики и реальной опасности экономике страны не несут.

В то же время в условиях западного давления, как на Белоруссию, так и на Россию, большинство экспертов склонны считать, что американские ограничения не повлекут за собой прекращения поставок нефти, так как этот вопрос находится в компетенции высшего руководства двух стран, а не нефтяных компаний и носит политический характер. При этом отмечается, что Минску и Москве всё же придется искать дополнительные решения возникшей проблемы. В том числе речь может идти об использовании небольших российских импортёров нефти, работающих на внутренний рынок РФ и не опасающихся американских санкций, либо о дополнительной загрузке НПЗ в Мозыре. В любом случае всерьёз говорить о том, что в России напуганы санкциями США в отношении Белоруссии, пока не приходится.

Антон ПОЛЯНИЧ