Прежде всего, надо отметить, что экономка Ирана даже в случае сохранения всех санкций в этом году будет выглядеть значительно лучше, чем последние три года

Шоковый эффект позади, ограничения пандемии уменьшаются, дефицит импорта частично или полностью замещен, постепенно налаживаются способы обхода санкций. МВФ в текущих условиях прогнозирует в 2021 году рост ВВП Ирана на 2,5%.

В случае снятия санкций ситуация будет несколько иная, нежели это было в 2016 году. Прежде всего, она окажется принципиально другой для Запада.

Во-первых, западный бизнес уже серьезно обжегся в прошлый раз, когда многие вложились в Иран, но из-за резкой перемены курса в США были вынуждены покинуть страну. В этот раз инвесторы будут значительно аккуратнее вкладывать деньги. Многие, вероятно, попробуют дождаться следующих выборов в США, чтобы убедиться в стабильности нынешнего американского подхода. В первую очередь, подскочат люди с краткосрочными проектами: те, кто может легко вывести деньги или просто поставлять продукцию, без долгосрочных вложений.

Во-вторых, сами иранцы уже несколько иначе смотрят на западные инвестиции. Многие из государственных структур и крупных холдингов серьезно разочарованы в Европе. Формально все понимаю, что Трамп по-настоящему выкручивал руки и ноги крупным компаниям, чтобы они покинули Иран. Однако здесь тоже многие иранцы потеряли деньги, а главное доверие в то, что с Западом можно строить далекоидущие бизнес-проекты. Иранская сторона будет приветствовать и настаивать на долгосрочных вложениях, которых, как уже сказано выше, западные партнеры на первых этапах будут побаиваться.

Проблемы могут возникнуть и у тех, кто просто хочет поставлять в Иран зарубежную продукцию. За последние три года многие ниши, которые раньше заполнял импорт, заняли местные производители, чего не было в 2016 году. Даже при сильном желании для их вытеснения иностранным поставщикам потребуется время. При этом иранские производители просто так свои доли не отдадут, и на их стороне местные власти.

Наконец, за три года произошло еще большее огосударствление бизнеса в Иране. Если вы хотите по-крупному войти в Иран, то почти наверняка столкнетесь с государственными или полугосударственными структурами. Это значит: 1. Больше бюрократии. 2. Больше ориентации на исполнение государственных установок, которые в том числе говорят, что в приоритете должны быть долгосрочные перспективы и импорт технологий.

В несколько лучшем положении азиатские инвесторы. К ним меньше претензий за последние годы, поскольку они оказались заметно менее чувствительными к санкциям. Кроме того, инвесторы из Азии как правило лучше адаптируются под запросы огосударствленной экономики.

В целом инвестиции, конечно, в Иран пойдут. Иранская экономика остается территорией с высокими рисками и высокой доходностью. Это все еще огромный рынок, с кучей незанятых ниш, высоким человеческим потенциалом, развитой промышленной базой и выгодным географическим положением. Инвесторы просто не могут не быть заинтересованы в этом.

Однако в нынешней ситуации инвестиции будут проникать в страну медленнее. Причем есть большие шансы, что в этот раз доминировать будет азиатский бизнес.

Никита Смагин