Были ли жертвоприношения у славян-язычников?

Жертвоприношение — в языческой традиции главный религиозный обряд. Языческие жертвоприношения людей присущи всем народам: африканским племенам, гуннам, галлам, скифам, арабам… И славяне не исключение в этом вопросе. Источников, которые описывают человеческие жертвоприношения у славян множество.

Язычество не существует без кульминации — принесение человека в жертву богам.

В Звенигороде находили и трупы детей и младенцев, отдельные части тела и многое другое, что позволяет однозначно утверждать, что человеческие жертвоприношения у славян имели место быть. Так же много костей найдено возле Храма Аркона. В местах человеческих жертвоприношений очень часто находили крестики, а в Звенигороде было найдено даже кадило. Это позволят говорить о том, что язычники в жертву приносили христиан.

Жертвоприношения были нормой для языческого мира. И по оставшимся свидетельствам можно говорить, что они были распространены, в язычестве, повсеместно .

Если у Фадлана описан обычай приносить овец и прочий скот в жертву богам для улучшения торговли, то Титмар говорит что гнев богов «умилостивляется кровью людей

Свидетельства Льва Диакона, говорят и о наличии обряда:

« ..воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом, по обычаю предков. Множество пленных, мужчин и женщин.

Совершив эту жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра».

«Повесть временных лет» описывает как после похода князя Владимира на ятвягов в 983 г. старцы и бояре выбирали по жребию отрока или девицу , и жребий пал на сына варяга-христианина. Отец отказался и пролилась кровь.

Единоверцев сжигали, а жертвоприношение осуществлялось путём утопления.

Вода у славян издревле считалась путём на «Тот свет».

Поэтому заложных покойников топили в болотах. Хотя этот рудимент по Афанасьеву отслеживается умерщвлении колдуньи «в XIX в. в Белоруссии во время засухи топили старуху».

В «Повести временных лет» есть свидетельства и ритуальных умерщвлений.

В Суздале во время голода в 1024 г. по инициативе волхвов в 1071 г., а также при голоде в Ростовской земле волхвы заявили: «ве свеве, кто обилье держитъ», «ту же нарицаху лучьшие жены глаголаща, тако си жито держитъ…», «и привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя… и оубивашета многы жены».

Данные действия нельзя интерпретировать по другому как жертвоприношение.

Основной целью жертвоприношения было умилостивить богов и послать урожай.


Велецкая Н.Н. считает, что волхвы «отправляли своих представителей на тот свет для предотвращения неурожая».

В «Слове о маловерии» Серапиона (XIII в.) говорится, что его современники сжигали огнем неповинных людей при бедственных событиях жизни – неурожае, бездождии, холоде.

По мнению многих учёных (Афанасьев, Топоров) отголоски древнего обычая человеческих жертвоприношений у восточных и южных славян сохранялись почти до современности.

Они прослеживаются в деградированном и трансформированном виде, когда вместо человека на тот свет отправляли чучело или куклу, устраивали инсценировку такой жертвы во время праздника (похороны Костромы, Ярилы, Морены, проводы Масленицы).

Подтверждает человеческие жертвоприношения и археология. Особенно много ритуальных ям, колодцев и т.п. находят в капищах возле Звенигорода.