В середине марта 2021 года Пентагон опубликовал документ под названием «Восстановление арктического господства», в котором представлен стратегический план формирования армейской группировки для захвата господства в Арктике

Сразу необходимо отметить, что полноценного превосходства США в Арктике никогда не было, название документа просто является проявлением фантомных болей США, по победе в «холодной войне» с СССР. Кроме того, Исследовательская служба Конгресса США в феврале опубликовала информационный бюллетень «Изменения в Арктике», где для конгрессменов раскрываются подробности, которые армейским специалистам озвучивать «не с руки».

Ещё в предисловии к документу Пентагона указано, что армия США сформирует дивизию с поддержкой многодоменной (воздух, земля, море, космос, киберпространство) оперативной группы и с армейской бригадой, базирующиеся на Аляске. Кроме того, «восстановление» господства в Арктике потребует подхода, присущего тотальной армии, при этом указано, что США будут прибегать к помощи союзников и партнеров.

Стратегический интерес США в Арктике представляют два транзитных маршрута, Северный морской путь, идущий вдоль берегов России, и Северо-​Западный проход, идущий вдоль берегов Канады. В документе указывается, что в Арктике сосредоточено 13% мировых залежей нефти (90 миллиардов баррелей) и 30% природного газа (47 триллионов кубометров), также там имеются обширные залежи цветных и редкоземельных металлов и это при том, что территория является недоразведанной.

Роль Арктики в защите США, отличается сложным геополитический ландшафтом в контексте конкуренции великих держав и ускорения изменения климата. В данном регионе уже существует сложная сеть партнерств и союзов различных стран. Однако главную роль пока играет Арктической совет (восемь государств: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция, США). Китай не владеет землей за полярным кругом, но объявил себя «Приарктической нацией» и с 2014 года имеет статус наблюдателя в Арктическом совете. Основная проблема региона — это установление морских границ и прав на экономическую деятельность. В связи с этим, американские военные делают вывод:

«Арктика может стать оспариваемым пространством, где главные соперники Соединенных Штатов — это Россия и Китай, которые стремятся использовать военную и экономическую мощь для получения и сохранения доступа в регион в ущерб американским интересам. Арктика рассматривается как коридор для расширения стратегической конкуренции великих держав между индо-​тихоокеанским и европейскими регионами. Национальная оборонная стратегия отмечает сложившуюся эрозию конкурентного преимущества американской армии перед Россией и Китаем как центральную проблему».

Россия, по мнению авторов, выходя за пределы международного права, ставит свои условия деятельности в Арктике. В частности, она требует от иностранных морских судов разрешения для прохода по СМП и своего лоцманского сопровождения. Кроме того, Россия постоянно расширяет свои претензии в Арктике и сейчас рассчитывает на 463 тыс. квадратных миль морского шельфа.

Начиная с 2010 года, Россия инвестировала более миллиарда долларов в реконструкцию 13 аэродромов, модернизацию радиолокационных станций, в том числе РЛС на мысе Шмидта и острове Врангеля, в 300 километрах от Аляски. Москва усиливает потенциал ПВО комплексами С-400, Панцирь-​С1, а мощь береговой обороны ракетными комплексами Бастион-​П. Действия России по восстановлению своей военной мощи в Арктике, в первую очередь, направлены для усиления территориальной обороны. Тем не менее, американцы отмечают растущие наступательные возможности России из-за гиперзвукового оружия, модернизации ВМФ и использования беспилотных подводных аппаратов. Учитывая расширенные возможности РЭБ, всё это имеет серьёзное влияние на обороноспособность США.

В свою очередь, практически все постоянные силы армии США в арктической зоне находятся на трёх базах в Аляске. В документе названа цифра персонала только в форте Уэйнрайт – 11 600 военнослужащих.

Окружающая среда часто упоминается как главный противник арктических операций. Экстремальные температуры, непродолжительный световой день и трудности с логистикой не позволяют применять обычные методы ведения боя армией США. Потеря даже одного инфраструктурного объекта может стать критичной для всей войсковой операции. Армейское командование возлагает надежды на учебные и испытательные центры, которые позволят подготовить специально отобранный личный состав и модернизировать военную технику к использованию в условиях Арктики, также констатируется, что придется переосмыслить эксплуатационные требования к инфраструктуре.

Основная ставка сделана на многодоменные оперативные группировки (MDTF, в размерах бригады), где происходит слаженное взаимодействие между различными видами и родами войск. По мнению армейских специалистов такие группировки позволяют проецировать силу не только в Арктике, но и при необходимости расширять зону боевых действий во вне. Кроме того, такие оперативные группировки можно будет перебрасывать на другие театры военных действий со схожими природными условиями.

В информационном бюллетене для конгрессменов — «Изменения в Арктике», откровенно говорится, что после «холодной войны» армии США практически заново приходится знакомиться с регионом. В то же время, поддержание уже существующей инфраструктуры требует вложений. На авиабазе Эйлсон, в результате таяния вечной мерзлоты произошел провал ремонтных помещений, вместе с арсеналом хранения. Военные планировщики запрашивали более 1 миллиарда долларов на 2015-2020 годы для поддержания военных баз в рабочем состоянии.

ВМФ и береговая охрана США в настоящее время имеют ограниченную инфраструктуру в Арктике для проведения морских и авиационных мероприятий. В мае 2018 года ВМФ США заявило о восстановлении в своём составе 2-го флота, который во время «холодной войны» осуществлял противодействие советским военно-​морским силам в Северной Атлантике. Во вновь сформулированных целях создания, 2-й флот будет осуществлять противодействие российским военно-​морским силам не только в Северной Атлантике, но и в Арктике.

Анализ, произведенный Пентагоном и береговой охраной США, выявил необходимость улучшения возможностей для ведения наблюдения и разведки в регионе. В качестве примера приводится эпизод, когда адмирал Пол Ф. Цукунфт, на пресс-​конференции по обороне, в сентябре 2020 года сказал: «Когда поднимаешься выше 72 градусов северной широты, становится довольно темно.” Недавно береговая охрана США сделала потрясающее открытие в Арктике.

«Мы направили катер для патрулирования региона в относительно незамерзающий период сезона. И мы наткнулись на совместные учения России и Китая. Наше разведывательное сообщество не знало, что это происходит. Таким образом, мы первыми представили эту информацию, и, в противном случае, мы бы вообще не знали о происходящем. Мы должны продолжать инвестировать в разведку в регионе”.

В документе констатируется удручающее положение с ледокольным флотом США, когда только два судна могут выходить в море. В связи с этим Береговая охрана США в 2013 финансовом году инициировала программу приобретения трёх новых тяжелых полярных ледоколов, с последующем возможным приобретением до трёх новых средних полярных ледоколов.

Первоначально эта программа называлась «Полярный ледокол», но теперь она переименована в «Полярный катер безопасности» (PSC). Береговая охрана оценивает затраты на закупку первого корабля примерно в 1 миллиард долларов, 792 миллиона долларов для второго корабля и 788 миллионов долларов за третий корабль. Общая сметная стоимость составит 2,6 миллиарда долларов. В стоимость первого корабля входят затраты на проектирование.

Ни в одном из вышеперечисленных документов не раскрывается хотя бы примерный расчет сил и средств, необходимый США для господства в Арктике. Большая часть описанного является лишь прожектами, под которые ещё предстоит выделить и освоить бюджет. В то время, как Россия уже построила две новые арктические военные базы, имеет самый большой ледокольный флот, с боевыми кораблями, а теперь и самый мощный ледокол в мире — «Арктика».

Однако почивать на лаврах, конечно же, не стоит, пик добычи сланцевой нефти в США уже пройден и, если не текущая, то, возможно, следующая администрация в Белом доме будет смотреть на Арктику как на нераспечатанную кладовую природных ресурсов. В условиях не урегулированных территориальных споров этот регион может стать местом прямого столкновения крупных держав.

Источник