Зачем Киеву контроль над границей «отдельных районов» Донбасса (ДНР/ЛНР) с Российской Федерацией

Констатация того, что переговоры по мирному урегулированию в Донбассе в «нормандском формате» зашли в полный тупик, стала общим местом.

Из рабочих документов переговоров, которые оказались в распоряжении издания «Коммерсантъ», следует, что сейчас рассматриваются совместный план Германии и Франции, в который российская сторона внесла свои замечания и предложения, а также отдельный план Киева. Уже это позволяет сделать вывод, что позиция Берлина и Парижа ближе к позиции Москвы, чем Киева.

Нормандский формат

Немецко-французский план предусматривает выполнение Минских соглашений в том объёме и в той последовательности, какие были заданы изначально. Киев же заявляет, что это неприемлемо, и требует пересмотра соглашений. Главное требование украинской стороны – изменить порядок выполнения пунктов Минска-2: не сначала выборы местных органов власти в Донбассе, а затем передача украинской стороне контроля на границей с РФ, а наоборот.

Почему всё упёрлось в вопрос о порядке действий? Совершенно очевидно, что, получив контроль над границей, то есть отрезав республики Донбасса («отдельные районы») от РФ, киевский режим, которому за 7 лет позволили укрепить армию, тут же забудет о своих обязательствах и всей силой обрушится на Донбасс. Западные «гаранты» при этом, как уже было с их «посредничеством» в феврале 2014 года, лишь разведут руками.

Во что упёрлось выполнение Минских соглашений

Именно на такой вариант указывает предложенный Киевом план «полного урегулирования»: в первую очередь вывести «иностранные» войска и ликвидировать «незаконные вооруженные формирования» (воинские подразделения ДНР/ЛНР), после чего передать Украине контроль над границей. В переходный период сохраняется «народная милиция» (термин Минских соглашений), которая вместе с украинской полицией будет поддерживать порядок на территории «отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО)». И только потом дело дойдёт, обещают в Киеве, до принятия Радой законов об особом статусе ОРДЛО, о местных выборах в ОРДЛО, об амнистии, о специальной экономической зоне, о внесении изменений в конституцию в части децентрализации…

Фактически это план полной ликвидации всего, что было сделано в Донбассе за семь лет после того, как эти районы, протестуя против государственного переворота в Киеве, отпали от Украины.

Российские замечания к франко-германскому плану в целом сводятся к конкретизации мирного плана, установлению четких сроков выполнения каждого из его пунктов, созданию действенного механизма контроля и недопущения срыва ни одного из этапов, если Киев сочтёт, что уже добился своего.

Однако Киев приемлет «реинтеграцию» Донбасса лишь на условиях его полного подчинения существующему украинскому режиму.

На это указывает и украинская позиция по первому, до сих пор не разрешенному блоку мирных соглашений – установлению прочного прекращения огня. Украинская сторона отвергла российские предложения по усилению контроля за соблюдением перемирия, а именно верификацию прекращения огня через совместные инспекции позиций и телефонные переговоры сторон.

Главное, что придаёт Киеву уверенность, – двусмысленная позиция Парижа и Берлина. По большинству основных вопросов позиция Германии и Франции ближе к российской, чем к украинской, но это обнаруживается только за закрытыми дверями. Публично же любые претензии западных держав к Киеву – табу. Это позволяет украинским властям игнорировать все пожелания европейских партнёров, а главному украинскому переговорщику в группе советников Андрею Ермаку заявлять, что немецко-французский план мирного урегулирования «доработан Украиной», а России остаётся лишь «чётко сказать, готова ли она идти по пути установления мира на Донбассе, или она не хочет мира в Украине». Здесь тупик.

Видимо, чтобы не давать простора таким инсинуациям, в ноябре 2020 года российский представитель в группе советников стран-участниц «нормандского формата» Дмитрий Козак разослал письмо своим коллегам, в котором говорится:

«Оригинальное понимание конфиденциальности в очередной раз продемонстрировал Офис Президента Украины, на официальном сайте которого опубликовано заявление об итогах наших переговоров (прилагается). С учетом этой публикации представляется необходимым согласовать и опубликовать официальное заявление об «Итогах переговоров политических советников и представителей министерств иностранных дел N4 13 ноября 2020 года» с «некоторыми уточнениями» Заявления, опубликованного украинской стороной. Проект прилагается». В проекте отмечено: «Представители Германии, Франции и Украины поддержали принцип строгой конфиденциальности переговоров в N4 при возражениях представителей России, заявивших о недопустимости ограничений на предоставление информации гражданам государств-участников N4…» Дмитрий Козак пишет: «Представители Германии, Франции и России указали Украине на недопустимость одностороннего регулярного обнародования информации, содержащей искаженные сведения о ходе переговоров в N4 и ТКГ». Однако предложение Козака не нашло поддержки.

Маловероятно, что в Берлине и Париже публично огласят свои претензии к украинской стороне хотя бы в деликатной форме: это означало бы слом единой антироссийской парадигмы всей политики «коллективного Запада». А уговоры Киева за закрытыми дверями ни к чему не ведут.

Действенным с точки зрения возможностей мирного урегулирования остаётся один принцип: «утром» выполнение всех политических пунктов, включая формирование путём демократических выборов, признанных мировым сообществом, местных органов власти, закрепление их полномочий украинским законодательством, включая Конституцию, при сохранении «народной милиции» ДНР/ЛНР, «вечером» – передача Украине контроля над границей «отдельных районов» Донбасса с Российской Федерацией.

АНТОН КАНЕВСКИЙ