Политконсультант Александр Семёнов специально для НЕЗЫГАРЬ

Около 1300 года Гольфстрим начал замедляться, с этого года начинает отсчёт Малого ледникового периода в истории человечества, который продлится несколько веков.

Вслед за замедлением Гольфстрима пришли три Великих: Холод, Голод,Чума.

Только «Чёрная смерть» по разным оценкам унесла до 25% населения Земли и до 30% населения Европы. Сколько унесли холод и голод можно только догадываться.

Как бы там ни было, но многие исследователи и историки сходятся во мнении, что Малый ледниковый период создал демографические, социально-экономические и политические предпосылки для установления абсолютных монархий.

К началу 17 века Гольфстрим стал ускоряться, средняя температура повышаться. Но в 1600 году в Перу произошло извержение вулкана Уайнапутина и вновь понижение температуры, холод, неурожаи, голод.

В России — Смутное время, в Европе — Тридцатилетняя война.

И вот учёные вновь заявляют о резком замедлении Гольфстрима до исторических минимумов.

Одновременно фиксируется возрастающая вулканическая активность в этом году: Синабунг, Этна, Ключевской, Фаградалсфьяль.

Учёные говорят, что в совокупности это может привести к усилению сезонности, снижению средних температур, росту штормов и наводнений в прибрежных странах Европы и Восточного побережья США.

Как не вспомнить вызвавшие столько вопросов посты НЕЗЫГАРЬ о Великом Потопе?

И конечно же, прямые аналогии и экстраполяции вряд ли уместны. Климатические изменения не столько моментальны, да и человечество вроде бы научилось лучше адаптироваться к силам природной стихии.

Но ковидный год показал, насколько хрупкими оказываются социальные, экономические и политические порядки и практики перед лицом вируса.

И пост именно об особенностях глобального анализа и прогнозирования в современном мире.

В социальных науках в последние годы наблюдается явное «очарование» возможностями big data, в первую очередь, с точки зрения социального контроля и поддержания порядка.

Но будущее может придти вовсе не с этой стороны, а за счёт сил природы и из истории Средневековья.

И теперь уже совершенно понятно, что качественные социальные и политические прогнозы невозможны без участия вирусологов, климатологов, сейсмологов и т.д.

Но готовы ли к этому представители социальных науках, в частности у нас, в России?

НЕЗЫГАРЬ