Решение российского военного ведомства об упорядочении работы с архивными документами периода Второй мировой войны представляется давно назревшим и  вполне закономерным

 Не успели в министерстве юстиции РФ зарегистрировать новые приказы российского министра обороны Сергея Шойгу, касающиеся секретных документов периода Великой Отечественной и второй мировой войны, как соответствующие издания немедленно начали толковать указанные решения вкривь и вкось. Всячески выпячивая и подчеркивая их якобы крайне реакционную суть и неизбежный возврат в «мрачные времена деспотизма».

«Министр обороны России Сергей Шойгу отменил приказ своего предшественника Анатолия Сердюкова о рассекречивании военных архивов времен Великой Отечественной войны и поручил вновь их засекретить. Соответствующий документ опубликован на интернет-портале правовой информации.

Приказ Сердюкова открывал для исследователей возможность работать в военных архивах с документами, в том числе связанными с потерями Красной армии и флота в 1941-1945 гг. В то же время Министерство обороны не включило в перечень рассекречиваемых дел те, что относятся к военным трибуналам и судам.»

Таким образом, судя по этому «тексту слов»,  Сергей Шойгу выступает в роли этакого цербера, стоящего на страже неких сокровенных тайн прошлого.

В действительности, как это часто бывает с так называемыми неполживыми «СМИ»,  они, по своему обыкновению, просто поменяли плюс на минус и на ровном месте устроили совершено бессмысленный, но традиционно оглушительный гвалт.

Военному ведомству пришлось  даже срочно разъяснять ситуацию, чтобы вброшенная в массы «дохлая утка» насчет «зажима свободы и демократии» не взлетела слишком высоко.

 «МОСКВА, 24 мар — РИА Новости. Новый приказ Минообороны  значительно расширяет перечень военных документов для рассекречивания, именно с этим связана отмена предыдущих приказов ведомства, пояснили в министерстве…Как указали в Минобороны, предыдущие документы затрагивали период 1941-1945 годов. Новый приказ Шойгу от 12 ноября 2020 года распространяется уже на Вторую мировую войну — 1939-1945 года. Как отметили в ведомстве, он существенно расширяет «временной исторический интервал и перечень доступных для исследования новых архивных документов»…Таким образом, из-за регистрации нового документа в Минюсте предыдущие приказы были отменены как утратившие актуальность.»

Юрий Селиванов: Тень на министерский плетень

Таким образом, можно, вроде бы, произнести традиционное в таких случаях «Поздравляю, соврамши!» в адрес тех «СМИ», которые привычно бухнули в колокола, не заглянув в святцы. И закрыть явно высосанную из пальца тему.

Однако не будем спешить! Дело в том, что приказ министра обороны РФ  №589 от 12.11.2020 года, касающийся секретных документов военного периода, предусматривает создание экспертных комиссий с целью проведения экспертизы документов, находящихся на архивном хранении на предмет их возможного рассекречивания.

И вот здесь то,  на мой взгляд, следует признать, что российское военное ведомство движется в очень  правильном направлении. Судя по всему, прежний порядок рассекречивания и публикации таких документов обходился без их рассмотрения на экспертном уровне, что вряд ли можно приветствовать.  Особенно с учетом их гигантского разнообразия и крайней неоднозначности.

Ничего особенно ненормального, или неправильного в таком разнообразии нет. Однако, если допустить, что публикация на государственном уровне военно-исторических документов должна быть подчинена некой позитивной логике, например — воспитанию новых поколений в духе глубокого уважения к воинской славе нашего Отечества, то тогда вполне понятно, что не все артефакты из прошлого заслуживают равноценного к себе отношения.

Согласитесь – одно дело,  когда речь идет, допустим, об уникальной информации, касающееся боевых операций наших войск, или о ранее неизвестных деталях  ратных подвигов бойцов и командиров Красной армии. И совсем другое, когда под сурдинку тотального рассекречивания на свет божий вытаскиваются и помещаются в центр общественного внимания заведомо сомнительные и никак не тянущие на статус общественно-значимых факты и обстоятельства.

На меня,  например, произвела крайне странное впечатление  серия публикаций, на основе архивных документов, о том, как командование Красной армии весной 1945 года занималось в Германии «битвой с велосипедами» (!!!)

Речь шла о том, что красноармейцы, находясь  на германской территории, всеми возможными способами разживались у местного населения велосипедами. И катались на них где ни попадя, нарушая правила дорожного движения и затрудняя передвижение войск.

Спору нет, на войне всякое бывало. В том числе и  использование нештатных транспортных средств. Включая даже  таких, которые, порой, были получены не вполне законным образом. Хотя о какой «законности» можно вообще говорить, когда речь идет о средствах передвижения, которые в любой наступающей армии на вес золота.  В том числе и обычные «велики».

Но и это не главное в данном случае. А главное то, что вся эта ранее секретная «велосипедная битва» была обнародована нашими жаждущими хайпа «СМИ» аккурат накануне Дня защитника Отечества! То есть эта далеко не первостепенной важности тема автоматически  стала едва ли не главной в преддверии бывшего праздника Советской армии и Военно-морского флота!

Возникает законный вопрос – неужели накануне этого главного военного Дня России о Красной армии образца 1945 года, когда она шла к нашей великой Победе и прокладывала дорогу к ней ценой величайших жертв, нечего было больше рассказать, кроме этой несуразной велосипедной истории? Уже не хочу додумывать ситуацию дальше. И предполагать чей-то явно злой умысел с целью опорочить наших солдат Победы,  сделать очередной плевок в их сторону. Дескать, они не столько фашизм в той Германии побеждали, сколько велосипеды у немцев отнимали.

Вот почему решение министра обороны РФ подключить к делу рассекречивания и публикации документов военного периода экспертные комиссии представляется вполне оправданным и весьма своевременным. К таким вещам, как история и, особенно, история Великой Отечественной войны,  в наше бурное время следует подходить предельно  тщательно и ответственно. И  государственные военные архивы явно не то место, где могут бесконтрольно хозяйничать всевозможные дилетанты и любители дешевого хайпа.+

Юрий Селиванов