В самом деле, почему на развилках Украина выбирает самые неоптимальные пути экономического развития?

Судите сами, с одной стороны, НБУ сообщает, что в 2014—2020 годах Украина щедро заплатила МВФ более 65 млн долл США лишь за невыбранные транши кредитов и при этом за первые два месяца этого 2021 года падение только промпроизводства составило 4,2%, а с другой стороны, более 30% украинских семей не имеют вообще никаких сбережений.

И во всех наших стратегиях и нацпрограммах мы побеждаем самым тяжелым, ресурсоёмким и слишком затратным способом. В подтверждение этого как раз подоспели первые данные Госстата по валовому внутреннему продукту Украины за 2020 год, позволяющие оценить потери от коронакризиса: в среднем каждый житель страны потерял около 8% своего потенциального благосостояния. Почему так много?

Мои иностранные коллеги нередко мне говорили, что если экономика Украины сверхцентрализована, если собственность сверхконцентрирована, если налогов слишком много, наконец, если валютная политика вызывает кучу вопросов – то это называется бег с гирями. Грубо говоря, поздно пить боржоми, когда почки (банки и промпредприятия) отвалились от экономики.

А правительство до сих пор так и не трансформировалось, поэтому уже в ближайшие пару месяцев Кабмин будет иметь «удовольствие» столкнуться с очень суровой оценкой рынка. Наконец, текущая экономическая ситуация – это полшага к дефолту. А ожидаемая смена состава Кабмина – это предвестник реального большого дефолта, который может случиться.

Всё это заставляет задуматься и представителей МВФ о том, что те методы, которые были выбраны в 2020 году, — не эффективны. Словом, как жили мы на вулкане, так на нем и продолжаем жить. Выхода власть «Слуг народа» не видит. Если раньше при Порошенко мы жили в условиях перманентного обострения кризиса, то теперь из-за отсутствия программы Кабмина Шмыгаля мы находимся не просто в ситуации глубокой рецессии, а в состоянии непредсказуемого развития этого большого кризиса.+

Александр Гончаров, Украина