Не так давно Одесские СМИ сообщили о планах нынешнего губернатора Одесской области С. Гриневецкого реставрировать уничтоженный пожаром еще в 2005 году Музей морского флота. По его словам, восстановление работы музея не потребует больших затрат. «Там не такие сложные проектные работы. Нужно просто привести его в порядок. Все экспонаты, которые сейчас находятся в порту, инвентаризировать и перевезти», – сказал губернатор. Восстанавливать музей будут Администрация морских портов Украины (АМПУ) и Одесский порт, на балансе которых он находится. Гриневецкий отметил, что эти организации располагают необходимыми средствами для восстановления музея.

Но, как известно, говорить всегда легче, чем делать. Восстановить Музей морского флота собирались не один раз на протяжении 16 лет, прошедших после пожара. В 2013 году губернатор Э. Матвийчук собирался потратить на ремонт здания и воссоздание музея от 15 до 20 миллионов гривен. Был привлечен швейцарский дизайнер Хуго Шер. Восстановление музея называлось «государственной задачей», и должен он был превратиться из Музея морского флота в Морской музей и гордость города. Однако в 2014 году проект был заморожен. В 2017 году АМПУ также заявляла о готовности содействовать возрождению музея, но здание – памятник архитектуры – даже прошло оценку. Но на этом все и закончилось. И вот теперь новые обещания.

Здание музея. Видны Археологический музей и бывшее пароходство, справа – участок жёлтой брусчатки

Сегодня бывший музей – это скорее декорация. Ведь расположен он в самом центре Одессе на Ланжероновской улице, на перекрестке с участком уникальной жёлтой брусчатки и столь же уникальными зданиями. Рядом знаменитый Оперный театр, напротив – Археологический музей, по диагонали – здание горсовета, бывшей городской думы, далее Приморский бульвар. Руины испортят весь вид исторического центра, который номинирован для включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому снаружи здание выглядит прилично. А внутри – прибежище бомжей. Здесь периодически случаются пожары, что не удивительно, учитывая контингент нынешних обитателей.

Часть экспозиции музея – то, что уцелело после пожара, – была перенесена в здание морского вокзала. Однако в 2016 году соратница тогдашнего губернатора Ю. Марушевская, начальница таможни, решила построить на морвокзале некое «новое пространство». Экспозицию музея попросили на выход. Конечно же, никакое «пространство» так и не появилось. Хорошо, что хоть здание морского вокзала уцелело.

Ещё одна часть экспозиции – документы, печатные материалы, фотографии, периодика и картины – переехала в помещение, принадлежащее порту и расположенное неподалёку, на Ланжероновском спуске. Группа спецхранения – ювелирный наградной фонд и нумизматика – это более 2,5 кг золота, серебра и платины, инкрустированных драгоценными камнями, – ждёт своего часа в сейфах портовых хранилищ под охраной.

Эти экспонаты охраняют

Всё остальное – в пакгаузах одесского порта. Здесь находится 150 моделей и макетов кораблей. Большинство из них восстановлению если и подлежат, то за очень большие деньги – проще построить новые. Олицетворение ущерба – руины бывшей визитной карточки музея – трёхметрового парусного фрегата, располагавшегося в большом зале. Несколько примеров оказавшихся здесь макетов: первые славянские суда; первый российский корабль западного типа – фрегат «Орел»; яхта Романовых «Тамара» из красного дерева; ледокол «Красин» (1916 год); танкер «Сахалин». Они покрыты осыпавшейся штукатуркой, копотью, их краска облупилась от огня. По сути, это кладбище макетов легендарных кораблей и яхт.

Макеты легендарных кораблей и яхт.

А ведь их собирали со всех портов Советского Союза. Некоторые модели кораблей доставляли из павильонов московской ВДНХ. За иными специалисты ездили на международные соревнования судомоделистов. Также в Одессу передавали исторические материалы, навигационные приборы, архивные документы – таким было решение Министерства транспорта СССР. Одесситы, родственники и потомки моряков, приносили свои семейные реликвии: книги, награды, фотографии из альбомов. Живопись, графика, оружие, скульптура, нумизматика, изображения всех без исключения судов, когда-либо ходивших в Чёрном море, уникальные фотографии и архивные документы – фонды музея насчитывали больше 100 тысяч единиц хранения. Со временем одесский музей стал хранилищем исторических ценностей мирового масштаба.

Сам Музей морского флота СССР был создан в 1962 г. по инициативе ветеранов Черноморского морского пароходства. Расположился он в историческом здании Английского клуба, которое было построено в 1842 году архитектором Торичелли. Буквально в квартале от него располагалось и само пароходство. Ныне, увы, нет ни того ни другого.

Так выглядел фрегат в большом зале музея

А это – он же сегодня

Одесский Музей морского флота был уникальным олицетворением мечты о море. Морские приборы – самые настоящие. Но были здесь и интерактивные экспонаты, демонстрирующие различные методы подъема кораблей с морского дна, работу водолазов… Пожалуй, наиболее удивительным был макет капитанского мостика с настоящим оборудованием и видом, открывающимся с реального мостика реального корабля, пришвартованного у причала морвокзала. Звучал приказ об отплытии: всех посторонних просили покинуть корабль. Затем начиналась работа машинного отделения – конечно, только звук, но звук реальный. А ещё звучал неофициальный гимн Одессы – песня из оперетты «Белая акация». И тут палуба под ногами приходила в движение, а одесский берег постепенно удалялся. Увы, сегодня и одесситы, и гости города лишены возможности всё это увидеть и ощутить, лишены мечты о море…

Музей морского флота – это уникальные исторические материалы об истории города Одессы и страны, частью которой была Южная Пальмира. Например, здесь хранился оригинал морского устава Петра Первого. Хранилище музея располагалось в цокольном этаже и практически полностью было уничтожено пожарными – залито водой. Сотрудники музея сушили документы, как могли: раскладывали на солнце, гладили домашними утюгами…

Роковой пожар случился 29 апреля 2005 года. Ночью. Это была самая настоящая катастрофа. На экспозицию рухнули сгоревшие на площади около 1200 квадратных метров крыша и перекрытия. Два года здание простояло под открытым небом, с экспонатами внутри, которые упорно пытались спасать мужественные сотрудники. Потом на помощь пришёл порт.

В 2007 году появились планы по открытию в здании бывшего музея казино. Придумали даже «историческое» обоснование этому: до революции 1917 года здесь был Английский клуб, в котором джентльмены играли в азартные игры. А один из местных застройщиков хотел выкупить сгоревшее здание вместе с земельным участком. Если бы ему это удалось, то вместо памятника архитектуры в историческом центре Одессы «красовался» бы какой-то объект элитной недвижимости. Поневоле задумаешься, а был ли пожар случайным?

Однако одесситы смогли отстоять здание музея.

На протяжении многих лет шёл судебный спор, кто будет владеть сгоревшим зданием: город или область. Наконец, победил областной совет. С тех пор оттуда периодически раздаются обещания восстановления музея. Вот только интересно, музеем чего он будет? Какой будет концепция новой, вернее, как говорят чиновники, реставрированной экспозиции?

Морского флота у Украины, как известно, нет. Военно-морские силы (ВМСУ) флотом можно назвать весьма условно. Да и военные моряки планируют создание своего музея – на списанном по ветхости корвете «Винница». С 2018 года он пришвартован в «железном ряду» причала военно-морской базы, расположенной в Одесском порту. На вечный прикол его поставят у восьмого причала Николаевского порта.

К тому же часть экспозиции имеет флаг Советского Союза – красный с серпом и молотом, запрещённый пресловутым законом о декоммунизации. А ещё часть – символику Российской империи. Это ведь и есть настоящая, а не выдуманная история. Общерусская и советская. От которой отказались украинские власти. Как этот отказ скажется на экспозиции, если Музей морского флота всё-таки восстановят? Ведь экспозиция эта – очевидное свидетельство нашего единства с Россией.

Хотя есть надежда на то, что, пока будут восстанавливать здание, много воды утечёт и времена поменяются. В том числе и для Одессы, и для Музея морского флота.

Статья подготовлена с использованием материалов одесской газеты «Думская»

Валерия ЛЕОНТОВИЧ