Александр Шпрыгин известен в кругах футбольных болельщиков. Он много лет возглавлял Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ), фан-клуб московского «Динамо», был представителем в иных общественных организациях. Несколько лет назад, имея в собственности земли сельхозназначения в Псковской области, он решил убедиться в возможности заниматься фермерством без больших финансовых вложений.

«Надо было что-то делать с землёй в одной из заброшенных деревень, которую мы купили в немалом количестве ещё много лет назад, когда она никому не нужна была. Согласно закону, земли сельхозназначения необходимо использовать по назначению, в противном случае земли изымаются государством. Так начался мой эксперимент в сельском хозяйстве», – говорит Шпрыгин в интервью телеканалу Царьград. Земли имели назначение «для ведения фермерского хозяйства», и он решил завести ферму. Сначала построил гусятню и овчарню, купил 535 гусят и 100 ягнят у соседних фермеров в Псковской области, огородил территорию для выгула животных, установил «электропастуха» для баранов, подвёл колодезную воду, вырыл с помощью экскаватора за один день небольшой прудик для гусей, закупил для них ячмень и комбикорм, бараны были на вольном выпасе. На этом вложения в хозяйство закончились.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АЛЕКСАНДРА ШПРЫГИНА

Нашему собеседнику удалось познакомиться с людьми в районе, которые занимались фермерским животноводством. Объяснили, что если правильно вести дело, то умеренная норма прибыли поможет обеспечить нормальное существование.

Я с рождения городской житель, все дела всегда вёл в Москве, но уже в первый год у меня стало кое-что получаться, естественно, путём проб и ошибок, – говорит Шпрыгин.

Так, выяснилось, что гусей лучше растить не для мяса, а продавать яйцо для инкубатора. Стоимость яйца – 150 рублей за штуку, его продажа даёт стабильный и неплохой доход, в то время как гусиная тушка востребована всего лишь раз в году, под Новый год и Рождество. В первый Новый год Александр оптом продал 250 гусей и вернул всё вложенное, остальные пали, но зато опыт накопился. С баранами история оказалась куда выгоднее.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АЛЕКСАНДРА ШПРЫГИНА

Баран как средство быстрого дохода

Если начинать в фермерстве с малого и надеяться на быструю отдачу, то надо идти к баранам, подчёркивает Шпрыгин. Арифметика такая: надо найти породистого барана-осеменителя, маток-овец и… «дать им возможность самим во всём разобраться». Каждая овца в год приносит четыре ягнёнка, которые за полгода становятся полноценной товарной тушкой. Овечек отправляют в отару, барашков – исключительно на мясо. «В каждой туше 17-20 кг мяса стоимостью 350 рублей за кило. Один баран приносит 7250 рублей дохода, но если оптовик забирает 100 барашков сразу, то отдаю по 5000 рублей, получаются те же полмиллиона, что и на гусях», – сообщил наш фермер. Только в отличие от гусей удалось создать полный цикл производства, когда поголовье самовоспроизводится.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АЛЕКСАНДРА ШПРЫГИНА

Александр говорит об опыте фермера, который в соседней деревне выкупил землю буквально за копейки, содержит 200 овцематок, построил помещение, нанял троих местных работников и довёл производство до 800 продаваемых голов в год. Доход составляет 4 млн рублей в год, что после вычета зарплат работников и закупок комбикормов позволяет ему иметь среднемесячный личный доход в 260 тысяч рублей.

Коровы приносят прибыль, как такси

Спустя год Александр приобрёл двух коров, каждую по 80 тысяч рублей. «Вот же настоящая, ненаглядная крестьянская кормилица, недаром корову всегда берегли на Руси», – восклицает известный болельщик. В день одна корова даёт 25 литров молока, которое продаётся в Кунье или Великих Луках по 50 рублей за литр. В день получается тысяча рублей дохода, в месяц с двух коров – 60 тысяч. Столько же, сколько зарабатывает таксист в Пскове. Только купить машину эконом-класса стоит от нескольких сотен тысяч до миллиона, а корову – 80 тысяч. Но и это ещё не всё. Корова приносит в год одного телёнка. В первое время Шпрыгин вырастил и продал трёх телят за 175 тысяч, окупив все расходы на комбикорма, выйдя с прибылью в 115 тысяч. Добавьте сюда то, что на столе фермера, имеющего корову, постоянно есть сыр, масло, сметана, и всё это свежайшее, натуральное.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АЛЕКСАНДРА ШПРЫГИНА

Земля, люди, терпение – главные условия успеха фермера

Земля у Шпрыгина была, на первом этапе фермерства надо было найти людей, которые бы следили за скотом, вели хозяйство, производили убой, заготавливали сено и другие корма. На первых порах текучка кадров была большая. Многие деревни в районе или заброшены, или деревенские не хотят работать. А те, кто хочет, имеют всем известные пристрастия. В итоге фермер нашёл семейную пару из городка Торопец, которые ранее работали у фермера в Тверской области, любили животных и общались с ними, как с детьми, оба русские. Александр поселил их в гостевом доме, и на протяжении двух лет пара занималась разведением баранов и гусей, они же посоветовали приобрести коров, четырёх свиней, кроликов и кур.

Важно, чтобы работники любили это дело и хорошо разбирались в вопросе. И такие в деревнях и сёлах ещё есть, – отмечает Александр.

Помимо работы на ферме, пара летом собирала грибы, ягоды и продавала это на рынке в Кунье. В прошлом году они собрали клюквы на 200 тысяч рублей (закупщики от заводов, оказываются, объезжают деревни и закупают большие объёмы, вы знали это?) и решили, что проживут дальше сами на малой родине. Фермер расстроился поначалу, ибо пара делала работу хорошо, но потом нанял через «Авито» таджиков, отца и сына, которые занимается тем же самым.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АЛЕКСАНДРА ШПРЫГИНА

Помимо земли и персонала, в сельском хозяйстве важно во всём знать меру: приобретать скотину в том количестве, которое осилишь, не брать трактор, не имея тракториста, не рассчитывать на быструю и большую прибыль. Закупая скотину, необходимо уже иметь постройки для её содержания и различное оборудование. И, конечно, кормовая база. Если своей земли достаточно, то барашки и коровы поедают свою же бесплатную траву. Из неё же делаются запасы на зиму, для двух коров требуется не менее 6 тонн.

При исполнении всех этих пунктов в сельском хозяйстве можно, продавая мясо, имея маленький молочный заводик, и копеечку иметь, жить не шикарно, но приемлемо, – подчёркивает Шпрыгин.

Но есть и существенные риски. Фермер рассказал историю, как в Великолукском районе коллега из Москвы застрелился после того, как на его ферме произошёл мор, дело пошло не так, он разорился. Московская квартира была уже продана, и парень не выдержал…

Сельское хозяйство в России на подъёме

Александр Шпрыгин говорит, что отрасль сейчас на реальном подъёме. Всё больше и больше земель засеиваются и осваиваются. В основном работают большие агрохолдинги, многие исполняют госзаказы. Но и фермерам, вопреки устоявшимся стереотипам, никто не мешает работать, если не считать излишние проверки надзорами. Куньинский район – один из беднейших в Псковской области, но вокруг Шпрыгина десятки фермерских хозяйств: выращивают скотину, растят зерновые и корма, ещё один сосед – пчеловод – продаёт большие объёмы мёда в Великие Луки. Другие соседи открыли производство рыбы. Те деревенские, которые не запустили себя, работают на дачников и рынок.

Правда, экономическая ситуация на Псковщине всё равно остаётся напряжённой. Много деревень вымерло или они стали дачами московских, питерских и псковских владельцев. Почему в селе далеко не все хотят работать на земле, спрашиваю Александра. Социальная апатия есть, это правда, отвечает он. Плюс поколения крестьян потеряны за прошедшие годы полной разрухи. Многие уехали в города, многие спились или просто постарели. Сельхозом можно и нужно заниматься. Рынок сбыта есть, и оптовики найдут производителя и без «Авито». В разумном удалении от Москвы даже сейчас можно найти объёмы незанятых земель и купить землю недорого. Рынок кормов есть, рынок техники – тоже.

Почему местные люди не идут в сельхоз? Ну, во-первых, всё-таки идут. А во-вторых, ответ на твой вопрос в том же ракурсе, отчего люди массово не зарабатывают на майнинге криптовалют, где можно при наличии желания и небольших знаний на ровном месте зарабатывать деньги, – философствует Александр.

В деревне можно жить и зарабатывать

Самый главный вывод, который сделал Александр Шпрыгин за три года работы фермером, – заработать и приемлемо жить в селе можно. Сам он в общей сложности находится в деревне во время своих поездок в родные пенаты около четырёх месяцев. Основная работа у него в Москве. Всё остальное время за хозяйством присматривают работники, которые в режиме онлайн сообщают об окоте овец, надое коров, согласовывают все рабочие вопросы. Главное, это дело надо любить, знать и познавать. «Что может быть лучше, выбираясь на девственную природу Псковской области, общаться со своими, уже полюбившимися животными, любоваться белым оперением гусиной стаи, идущей к озеру по зелёному травяному ковру, вставать с первыми петухами на заре и любоваться гладью озера в абсолютной тишине, слившись с природой? За сельским хозяйством вижу большое будущее», – заключает Шпрыгин.