С 1 марта 2021 года в России должны были вступить в силу новые правила техосмотра автомобилей, но 25 февраля премьер Михаил Мишустин перенёс нововведения на 1 октября. Причиной была объявлена «неидеальная» ситуация с коронавирусом, однако на самом деле проблем значительно больше. В чём смысл новых правил и по кому они ударят больнее всего?

Предполагалось, что с 1 марта изменится очень многое. Во-первых, водители больше не смогли бы получить диагностическую карту дистанционно, она должна была стать исключительно электронной. Для её получения необходимо было бы ехать на специализированный пункт и проходить там техосмотр. Во-вторых, на таком пункте техосмотра машину бы не просто диагностировали и осматривали, но и фотографировали для единой базы МВД. Это предполагалось делать на въезде на пункт техосмотра и на выезде из него. Обязательной также была бы и привязка к геолокации. В-третьих, без такого техосмотра водители не смогли бы получить полис ОСАГО.

Казалось бы, это напоминает некое наведение порядка. Неисправных машин на дорогах стало бы меньше, снизилось бы число ДТП из-за неисправностей. Да и сами водители были бы уверены в своих автомобилях. Но это на первый взгляд. И хотя пока введение новых правил отложено, проблемы никуда не делись.

Новые правила

Итак, новые правила прохождения техосмотра вступят в силу не с 1 марта, а с 1 октября. Правилами установлено, что в базу МВД ЕАИС ТО будет поступать не только электронная диагностическая карта, но также фото машины на въезде и выезде и координаты геолокации в момент фото. На диагностической карте также должна стоять электронная подпись мастера, проводившего осмотр автомобиля.

Правила непосредственно самого техосмотра фактически не меняются: будет оцениваться внешнее состояние машины, состояние фар и огней, включая угол освещения и яркость, давление в шинах, состояние подвески, тормозных колодок и приводов, уровень масла, антифриза и других жидкостей.

Пройти техосмотр нужно будет в одном из специальных пунктов, аккредитованных Российским союзом автостраховщиков (РСА). Для получения полиса ОСАГО, езда без которого запрещена правилами дорожного движения, водитель должен будет пройти осмотр заранее. Страховая компания же сначала будет смотреть на диагностическую карту, а затем уже выписывать полис.

Сколько же будет стоить техосмотр?

Заявляется, что его стоимость останется практически прежней – в диапазоне от 500 до 1500 рублей. Следить за наличием диагностической карты у автомобиля будет МВД при помощи камер фиксации на дорогах. Так, установлено, что езда без техосмотра или с «левым» техосмотром с 1 марта 2022 года будет караться штрафом в 2 тыс. рублей в сутки.

То есть речь идёт о том, что МВД и Минтранс хотят избавиться от одной из основных «головных болей» – поддельных диагностических карт. Именно для этого вводится система фотофиксации техосмотра и обязательная передача геолокации. Звучит красиво, но на деле работало бы с трудом.

Очереди, коллапс и расходы

Парадокс в том, что на самом деле к введению новых правил техосмотра на данный момент не готов вообще никто – ни сами пункты, ни водители, ни страховые компании. РСА сообщает о том, что в России с 1 марта должно было функционировать 5,3 тыс. пунктов техосмотра, тогда как всего в стране зарегистрировано 44,5 млн легковых автомобилей. Собственно, премьер Мишустин, говоря о переносе введения новых правил на 1 октября, отметил вероятность появления очередей, что опасно из-за коронавируса.

Словом, водители массово поедут на пункты техосмотра, где могут встать в очередь. Предполагается, что на одну машину специалисты будут тратить около получаса, а дневной нормой для них будет осмотр 15 автомобилей. Да, конечно, на пункты поедут не сразу все автомобилисты, а только те, у кого кончался бы полис ОСАГО. Но тем не менее.

Совершенно очевидно, что пунктов на всех не хватит. Более того, в глубинке, например, людям придётся ехать по несколько сот километров, чтобы встать в такую очередь. Иначе никак.

Сами работники пунктов осмотра оказались в недоумении от новых правил. Дело в том, что многие из них не были готовы начать приём автомобилей 1 марта. Для проведения техосмотра нужно особое оборудование плюс фотокамеры с геолокацией. Всё вместе может стоить не один миллион рублей, а более или менее быстро окупить траты техосмотрами даже по 1500 рублей не получится.

Пункты осмотра есть, они работают, и они реальны. Другое дело, что к 1 марта, может быть, часть из них не смогут начать работу, не успеют привести в порядок техническую составляющую по оборудованию, так как этого требуют закон и подзаконные акты,

– говорил ранее заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.

Число сертифицированных пунктов техосмотра – главная проблема. И непонятно, как этих пунктов будет становиться больше, если техосмотры банально невыгодны этим частным пунктам. Ведь техосмотр делают именно они, а не ГИБДД. Государственных субсидий частным пунктам опять же не предвидится.

Населённых пунктов у нас в стране гораздо больше, чем 5300. И районов гораздо больше. Главная задача сейчас дать всем людям возможность сделать техосмотр. Чтобы они смогли выполнить свои обязательства и оформить ОСАГО. Система должна быть такой, чтобы у всех был этот шанс – у водителей и из Нерюнгри, и из Лабытнанги, и из Ставрополя. А такого количества сертифицированных центров в России к марту попросту не наберется,

– говорил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Он добавил, что оборудование для техосмотра используется импортное. Его нужно заказывать и ждать. Поэтому пункты техосмотра даже при готовности начать работу 1 октября будут пытаться как-то завысить тарифы – например, навязав водителям некие дополнительные услуги. Или же мастера будут напрямую врать автолюбителям, что машине необходим тот или иной дорогостоящий ремонт. Ведь надо как-то окупать траты.

В итоге мы получим не полчаса на одну машину, а целых два. И, конечно, очереди, в которых водители будут стоять часами. Вывод тут таков, что нам с вами придётся, очевидно, запастись и временем, и деньгами. Ведь иного пути тут как будто нет.

Ещё одна, возможно, наиболее серьёзная проблема – это устаревший транспорт в регионах. Не секрет, что он исправно ездит, хоть и не находится в идеальном техническом состоянии. Такие автомобили теперь тоже должны будут приехать неизвестно как далеко, чтобы пройти техосмотр. Без него не будет ОСАГО, а значит, ездить нельзя никак. То есть российская глубинка может столкнуться с большими проблемами в транспортной сфере, на производстве, в логистике и, конечно, с личным транспортом жителей деревень и сёл.

Наконец, новыми правилами недовольны и сами автостраховщики. Они добиваются, например, полной отвязки диагностической карты от полисов ОСАГО. Так бы они сами смогли заключать договоры с водителями, а не оглядываться на эти карты. Ведь далеко не все водители смогут быстро их получить, а значит, среди клиентов страховых компаний, очевидно, произойдёт отток. Но свои опасения страховщики объясняют заботой о социально значимой функции полисов ОСАГО. И вы знаете, с этими доводами на самом деле можно согласиться.

Если имеющиеся операторы техосмотра не смогут обеспечить быстрое, без очередей, прохождение технического осмотра, то граждане не смогут использовать свои автомобили, чтобы добраться на работу или отвезти в больницу заболевшего ребенка, а на предприятиях встанет производственный процесс,

– рассказал Autonews начальник отдела методологии по ОСАГО Росгосстраха Егор Светлов.

Некоторые выводы

Мы не будем оспаривать необходимость введения новой системы техосмотра. Вероятно, она всё-таки нужна, так как наводит порядок. Но почему же в конечном счёте она будет так невыгодна абсолютно всем? Рядовой водитель должен будет не только оплатить полис ОСАГО, но и фактически станет заложником пункта техосмотра, который сможет «нарисовать» ему круглые суммы и шантажировать невыдачей диагностической карты.

При этом сами пункты будут поступать так тоже не от хорошей жизни, ведь их мало, они будут перегружены, если вообще смогут начать работу. Их подталкивают к тому, чтобы заработать на водителях как можно больше.

А ведь на самом деле в автогражданке и техосмотрах просто необходима реформа. Процесс можно было передать под крыло ГИБДД, а не частникам. Профинансировать из бюджета (или из ФНБ России) создание единой государственной сети пунктов техосмотра с качественным оборудованием и хорошими зарплатами для сотрудников. Пунктов тогда было бы достаточно, и они не пытались бы заработать на людях. Были бы довольны и страховщики, потому что система работала бы как часы.

Но пока что всё иначе. Либо водители играют по новым правилам, либо не ездят. Либо оплачивают техосмотр и иже с ним, либо – огромные штрафы. Такими темпами к двум хорошо известным русским бедам может добавиться и третья под названием «техосмотр».